Чтобы повысить эффективность работы, следователю нужно постоянно развивать навыки общения, считает начальник Шумилинского РОСК подполковник юстиции Евгений Иванов.
Мужчина свыше 15 лет служит в правоохранительных органах. С августа 2020-го офицера назначили начальником Шумилинского РОСК. В его подчинении 8 аттестованных сотрудников.
— Райотдел — самостоятельное подразделение, в зоне ответственности которого в основном сельская местность с малой плотностью населения, что сказывается на работе, – сообщил Евгений Анатольевич. – У нас небольшой коллектив, поэтому уход в отпуск или на больничный даже одного человека — уже существенное увеличение нагрузки на других. Мне как руководителю приходится контролировать все уголовные дела, находящиеся в производстве следователей, выступая единственным фильтром возможных недоработок.
Как подчеркнул Евгений Иванов, люди везде одинаковые, поэтому преступления на селе совершаются такие же, как и в областном центре. Необычными казались только дела о незаконной охоте и число ДТП, повлекших смерть или тяжелые последствия для здоровья. Через район проходит оживленная трасса Витебск — Новополоцк.
— Составы уголовно наказуемых деяний разнообразны, но их количество на порядок меньше, чем в большом городе. Это настолько сужает круг лиц, занимающихся определенной незаконной деятельностью, например, кражами, что я уже успел со всеми ними познакомиться, — отметил Евгений Анатольевич. — К сожалению, не отстает райцентр и от современных криминальных трендов. У нас в последнее время фиксируется настоящий бум хищений денег с карт-счетов граждан после общения по телефону с мошенниками, представляющимися сотрудниками банков. Их большинство в общем числе преступлений. Единственный порок цивилизации, не добравшийся пока до Шумилинщины, — незаконный оборот наркотиков через интернет-магазины и соцсети. Изредка попадаются только «классические наркоторговцы», возделывающие на приусадебных участках коноплю. Последний из них — витебчанин, засеявший запрещенным растением грядки на огороде, доставшемся от бабушки, и изготавливающий там же марихуану.
Не удалось пока изжить традиционные для регионов воровство в сфере АПК и драки в пьяном угаре.
— Убийства и нанесение тяжких телесных повреждений — редкость. Однако нет-нет да и закончится чем-то подобным совместное распитие алкоголя в неблагонадежной компании. Меньше из года в год становится хищений топлива и материальных ценностей с мехдворов и других объектов сельхозпредприятий. Недавно был задержан только водитель экскаватора, пытавшийся сбыть налево свыше 300 л горючего, присвоенного в результате манипуляций с мото-часами и расходом «дизеля» при проведении работ в течение месяца, — уточнил Евгений Иванов. — Постепенное улучшение криминогенной ситуации в районе — итог скрупулезной профилактической работы, проводимой следователями, милиционерами и другими заинтересованными ведомствами. Например, чтобы снизить вероятность серьезных последствий семейных скандалов, дебоширов привлекаем к ответственности за угрозу убийством. Если они словами или действиями показали, что готовы совершить особо тяжкое преступление, надо их попытаться облагоразумить, наказав по более мягкой статье. Такой же принцип и в других ситуациях. Например, совершена кража на складе — выносим предписание руководителю предприятия, чтобы принял меры по усилению охраны, работник похитил продукцию — проводим встречу с коллективом, объясняя последствия подобных поступков и т. д.
Следователь должен стремиться к тому, чтобы после завершения расследования видеть в глазах потерпевших благодарность, а не гордиться тем, какого матерого преступника посадили благодаря ему.
— Уголовные дела бывают разные по объему, резонансу в обществе и последствиям. Среди них нет второстепенных или легких. За каждым стоят судьбы и чаяния людей. Не только обвиняемых, но и их жертв. Для последних важна как справедливость, так и компенсация нанесенного вреда, — сказал Евгений Анатольевич. — Придя в райотдел, я побеседовал с молодыми следователями. Объяснил им, что достижению успеха в любом расследовании способствует внимательность при сборе улик на месте происшествия. Не менее важно наладить контакт с фигурантами дела во время общения. Расположив к себе человека, проще получить более достоверную и полную информацию, чтобы избежать ошибок. Кроме того, задача Следственного комитета — возмещение причиненного преступлением ущерба. Его размер неважен, ведь для одних тысяча долларов — мелочь, а для других несколько возвращенных банок закаток — целое состояние. Для нас важнее сам принцип — восстановление прав человека.