К сожалению, чтобы перевоспитать детей, ставших на кривую дорожку, иногда их приходится направлять в спецучреждения закрытого типа, отмечают в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) Витебщины.
Наверняка многие из читателей в своей жизни сталкивались с такими детьми, которых иначе как дьяволятами не назовешь. Можно подумать, что смысл их существования в том, чтобы испытывать терпение родных и учителей, что-нибудь ломая, нарушая запреты или делая гадости. Подобных ребят считают трудными или неисправимыми, вешают на них ярлык будущих преступников. Это неправильно: проказников нужно не клеймить позором, а воспринимать как больных людей, которым нужна помощь специалистов, чтобы устранить сбой в поведении.
— Если с ранних лет поставить крест на судьбе ребенка, то, естественно, ничего хорошего из него не получится. С годами он будет становиться только хуже: приобщаться к вредным привычкам, заводить друзей, являющихся изгоями общества. И в итоге будет способен превратить в кромешный ад не только свою, но и жизнь окружающих, например, совершая в отношении них преступления, — сказал старший инспектор по особым поручениям группы организации работы ИДН управления охраны общественного порядка и профилактики УВД облисполкома подполковник Роман Бардеев. — Однако если вовремя обратить внимание на негативные тенденции при формировании личности школьника, то в большинстве случаев можно исправить ситуацию. Огромную роль в этом играют взаимоотношения в семье. По статистике, самая благодатная почва для появления отклонений в поведении ребенка — проживание с матерью-одиночкой или вместе с отчимом. Случается, что женщины, пытаясь наладить отношения с мужчинами, отодвигают детей на второй план. Предоставленные сами себе или испытывая психологический дискомфорт, они нередко попадают в дурную компанию.
Чтобы не дать подростку совершить необдуманный поступок, в процесс воспитания приходится вмешиваться педагогам и соответствующим государственным органам, в том числе милиционерам.
— Выработаны надежные методики, позволяющие «подтолкнуть» оступившегося ребенка в нужном направлении. В частности, мы с коллегами стараемся изменить его круг общения, содействуя занятости после уроков, регулярно проводим профилактические беседы, в том числе с родителями, которые не уделяют малолетним должного внимания. Обычно этого достаточно, чтобы наши подопечные осознали ошибки и изменили образ жизни, — сообщил Роман Бардеев. — Вместе с тем среди тех, с кем нам приходится работать, иногда попадаются действительно неисправимые индивиды, которые не желают остепениться, несмотря на уговоры и предупреждения о последствиях такого поведения. Убедившись, что усилия тщетны, мы вынуждены пускать в ход «тяжелую артиллерию»: комиссия по делам несовершеннолетних инициирует их отправку в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Уточню, что это крайняя мера. Применяется к тем, кто неоднократно нарушает закон и терроризирует близких.
Если вовремя обратить внимание на негативные тенденции при формировании личности школьника, то в большинстве случаев можно исправить ситуацию. Огромную роль в этом играют взаимоотношения в семье.
Подобных заведений в Беларуси четыре: три – для мальчиков и одно – для девочек. Туда в соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» помещают детей в возрасте 11 — 18 лет на срок до двух лет. Это те, кто совершил преступление (в частности такое, за которое их нельзя привлечь к уголовной ответственности) или трижды в течение года — административные правонарушения против личности, собственности и общественного порядка (мелкое хулиганство, умышленное причинение телесного повреждения, распитие спиртного в общественном месте), а во время проведения индивидуально-профилактической работы (длится минимум полгода) повторно попал в поле зрения правоохранителей. В текущем году в такие учреждения отправились 10 ребят из нашей области, в том числе одна девочка.
— Сами понимаете, что ребята, оказавшиеся там, — не сахар. Поэтому нуждаются в особых условиях содержания и воспитания. В частности, если нужно, детей лечат от алкогольной или наркотической зависимости. Однако это не исправительные колонии, а учебные заведения, где ребят окружают педагоги. Конечно, покинуть территорию самостоятельно они не могут, но, если не нарушают правил, для них устраивают экскурсионные и поездки на культурно-массовые мероприятия, отправляют домой на каникулы, — отметил Роман Бардеев. — В спецучреждениях созданы хорошие бытовые условия, в том числе для отдыха и развлечений учащихся. Например, в их распоряжении есть современные игровые консоли. Учитывая, что многие дети из неблагополучных семей, то комфорт даже выше, чем был у них дома. Плюс ко всему, перевоспитываясь, мальчишки и девчонки получают профессионально-техническое образование, которое повысит их шансы трудоустроиться в будущем. Важно и то, что, вернувшись домой, они считаются лицами, не имеющими судимости, и не ограничены в своих правах.
Благодаря профессионализму наставников и психологов, трудящихся в таких спецучреждениях, многие ребята буквально в считаные месяцы преображаются до неузнаваемости. Это выражается в повышении дисциплины и появлении «здоровых» интересов (занятия спортом, творчеством), стремлении быть лучшим, стать примером для подражания.
— Помню, занимался одной из несовершеннолетних. Она не хотела ни учиться, ни слушать старших. Ее интересовали только отношения с парнями постарше, особенно теми, кто вернулся с заработков в России. Девушка составляла им компанию в ходе застолий по случаю возвращения домой, где, пользуясь случаем, присваивала себе часть их денег. В итоге ее направили в спецучреждение, — подчеркнул Роман Бардеев. — Вернувшись, вечная двоечница и прогульщица стала старостой группы в колледже, а позже окончила его с красным дипломом. Зарекомендовала себя как ответственный работник на одном из предприятий города, стала верной и заботливой супругой. Видя такие результаты, понимаешь, что нельзя опускать руки даже в самых безнадежных ситуациях.
Фото предоставлено пресс-службой УВД облисполкома.