Территории, на которых расположена современная Беларусь, в своем развитии прошли разные этапы становления государственности. Менялась и степень участия населения в управлении страной. О том, как это было, каким образом на народовластие влияли политические союзы и революции, рассказал доцент кафедры истории и культурного наследия ВГУ им. П. Машерова, кандидат исторических наук, лектор областной организационной структуры Белорусского общества «Знание» Ростислав Тимофеев.
Военная демократия и сельская община
Народовластие существовало уже в Киевской Руси, куда в IX веке входили нынешние белорусские земли, отметил Ростислав Тимофеев. Хотя, по большому счету, истоки вовлеченности населения в решение важных для всех вопросов следует искать еще раньше – на этапе родо-племенного строя.
– Широкое и интенсивное расселение восточных славян шло в VI – IX веках. Они принесли народовластие с собой, – пояснил собеседник.
Конечно, были существенные отличия от современности. Чтобы охарактеризовать такую форму организации общества, ученые-историки и обществоведы в XIX веке стали использовать понятие «военная демократия».
– Все вопросы обсуждало собрание воинов, вооруженных мужчин. То есть решения принимал не какой-то один человек, а, по сути, представители народа. От их мнения зависело объявление войны, заключение мира, – конкретизировал Ростислав Тимофеев.
Он также напомнил, что в период Киевской Руси в городах проживало не более 5 % населения. В основном оно было аграрным. В сельской местности главенствовала община. У восточных славян она чаще всего называлась вервь. Значимые вопросы решались коллективно на собраниях. Правда, там могли присутствовать лишь взрослые мужчины, владевшие собственностью.
Расширение полномочий
В самом древнем белорусском городе Полоцке, упомянутом в исторических источниках под 862 годом, уже существовало вече – народное собрание для обсуждения общих значимых дел. Оно обладало довольно большими полномочиями. В Полоцком княжестве решали, пригласить князя или прогнать, если он чем-то не устраивал население, заключать ли союз с соседней территорией. На общее обсуждение выносились вопросы войны и мира.
Особую актуальность приобретает такое народное собрание в период феодальной раздробленности, который наступил после распада Киевской Руси в 1132 году. Велись многочисленные междоусобные войны. И когда официальная власть ослабевала, вече, наоборот, выходило на первый план.
– В XII веке большое влияние именно на городское вече оказывали князь и бояре (крупные феодалы), – объяснил Ростислав Тимофеев. – Постепенно начали влиять и купцы, потому что там решались важные для них вопросы, касающиеся поддержки торговли, охраны границ и путей сообщения.
В XIII веке народное собрание начинает распоряжаться финансовыми и земельными ресурсами.
– А земля в то время – главное богатство. Кто ею владел – тот имел всё, потому что характер экономики был аграрным, – уточнил собеседник.
Сеймы и сеймики
Следующий этап развития связан с Великим княжеством Литовским – белорусско-литовским государством. Оно начало складываться в 1236 году и юридически просуществовало до конца XVIII века.
Полоцкая земля не сразу попадает в состав этого княжества, было предпринято несколько попыток слияния территорий. Но окончательное вхождение Полоцкой земли в Великое княжество Литовское относится лишь к 1307 году.
– И вот здесь есть интересный момент, – подчеркнул Ростислав Тимофеев. – Полоцкая земля входит в ВКЛ на условиях сохранения народовластия. Вече продолжало действовать на протяжении XIV века. Да, местные бояре влияли на решения народного собрания куда больше, чем в предшествующем столетии. Тем не менее именно они настояли при заключении соглашения с князем Витенем на необходимости сохранить вече.
Этот орган народовластия в XIV веке спорит за влияние с княжеской администрацией, представленной посадником.
Кроме того, при великом князе Витовте появляется сейм. Он тоже некоторым образом продолжает традиции участия общества (хоть и не всех его слоев) в управлении государством. Представительство было довольно широким, потому что поначалу в вальном (то есть общем) сейме могла участвовать вся шляхта, в том числе мелкопоместная. Как пояснил Ростислав Тимофеев, в отличие от Западной Европы и даже Московского княжества в ВКЛ существовала огромная шляхетская прослойка: по оценке историков – около 8 – 10 % населения. То есть процент участия жителей страны в государственном управлении был достаточно высоким.
Однако такой способ представительства создавал определенные неудобства. Поэтому великий князь Сигизмунд в 1512 году предписал выбирать представителей на вальный сейм – по два шляхтича от каждого административного округа.
– Народовластие сужается, но все равно остается довольно значимым, – заметил историк, – потому что кроме вальных сеймов в отдельных территориальных единицах действуют сеймики. Вот в них-то могла участвовать вся желающая шляхта отдельно взятого, например, Полоцкого повета. Она избирала двух депутатов на сейм в Вильно, которые, продолжая традиции народо-властия, с собой несли указания, полученные на местах.
В условиях ограничений
Затем наступил период Речи Посполитой. Великое княжество Литовское занимает подчиненное положение. Единый сейм проводится в Варшаве. Депутаты, избранные на территориях ВКЛ, составляют примерно треть от общего количества. Степень народо-властия становится еще меньше.
Но любопытен тот факт, что шляхта Великого княжества Литовского проводит также свой сейм, который получил в науке название Виленская конвокация. То есть все вопросы обсуждались в Вильно, а потом делегаты с определенными установками и наработками ехали в Варшаву. Виленская конвокация действовала на протяжении последней трети XVI и в XVII веке.
С 1670-х годов начинается феодальная анархия, борьба магнатов. Тем не менее работа сеймов продолжалась. Было большим достижением, что в 1673 году шляхта Великого Княжества Литовского добилась от короля разрешения каждый третий вальный сейм проводить в Гродно.
– В Российской империи в 1785 году Екатериной II была подписана «Жалованная грамота» городам и стали действовать городские думы. Они решали лишь ограниченный круг вопросов, избирались туда люди по имущественному цензу, – уточнил Ростислав Тимофеев. – Что касается деревни, то она в основном была помещичья. И за крепостных крестьян все решал помещик. Правда, в разные периоды от 20 до 25 % крестьян были государственными. Вот у них продолжалась традиция сельских собраний, где решали вопросы выплаты налогов и отработки повинностей.
Возвращаясь к опыту прошлого
Новшества принесла русская революция 1905 – 1907 гг., которая затронула и белорусские земли. В промышленных центрах Российской империи возникли реальные показатели власти народа – Советы рабочих депутатов. Но революцию подавили, и эти структуры прекратили существовать.
Вернулись они спустя десять лет, в ходе Февральской революции 1917 года. Повсеместно возникают Советы рабочих и солдатских депутатов. На территории нынешней Беларуси наиболее крупным из них был Минский. На селе стали создаваться Советы крестьянских депутатов. Это уже были настоящие органы народовластия, выражающие интересы широких масс населения.
– С 1917 года Советы существуют на наших землях почти бессменно, – отметил Ростислав Тимофеев. – Только в период фашистской оккупации Советы покинули эту территорию, продолжив свою деятельность в эвакуации.
Встречаются ли в отечественной истории аналоги Всебелорусского народного собрания, которое будет созываться в этом году?
– Пожалуй, больше всего его напоминает Всебелорусский съезд Советов, – считает историк. – Впервые он состоялся в Минске в феврале 1919 года. На этом съезде, объявленном главным органом власти, была принята первая белорусская советская Конституция.
Всебелорусские съезды Советов проходили с разной периодичностью. Между ними власть принадлежала Президиуму Центрального исполнительного комитета, первым председателем которого стал Червяков.
– Всебелорусские съезды Советов разбирали самые актуальные, самые важные вопросы, – пояснил Ростислав Тимофеев. – Второй съезд, состоявшийся в конце 1920 года, обсуждал условия заключения Рижского мира. Четвертый, который прошел осенью 1922-го, был посвящен созданию СССР. Шестой Всебелорусский съезд Советов, состоявшийся весной 1924 года, решал вопрос первого укрупнения БССР. В какой-то степени мы сейчас возвращаемся к тому, что когда-то себя положительно показало.
Фото автора и из открытых источников