На прошлой неделе агрогородок Опса вновь принял облик довоенного местечка Браславщины. На центральной площади раскинулся рынок, в примыкающих к нему домах открылись лавки. Шла бойкая торговля скотом, продуктами. Огромный гусь, закрытый в клетке, пытался ущипнуть за ноги проходящих. Розовеньких, как с картинки, поросят угощали яблоками юные евреечки, мычала корова, требуя дойки. Через дорогу – лотки с книгами, киоски с газетами и папиросами, столики, за одним из которых компания молодых людей вела неспешный разговор. Слышно, как один сказал друзьям: «Гуляйте, хлопцы, война скоро».
Читатели, наверное, догадались, что на Браславщине снимают кино. Десяток рабочих в современных зеленых жилетках обеспечивают съемочную площадку реквизитом. Откуда-то слышен командный женский голос, которая передает просьбы режиссера. А вот и он сам. На площадку выходит Александр Котт, вносит корретивы в снимаемую сцену.
Александр в Беларуси – личность известная. В нашей стране снял фильм «Брестская крепость» – о мужестве советских солдат, о новых, ранее неозвученных моментах защиты крепости.
Нынешняя работа посвящена трагедии холокоста. Это история деревенского слабоумного юноши. Он местный дурачок, живущий в бедной халупе с больной матерью. Его соседи — еврейская семья местного кузнеца Менделя, в младшую дочь которого Соню парнишка тайно влюблен. Когда начинается война, немцы стремительно занимают село. Среди евреев начинается паника. Семья Менделя пытается оборудовать у себя дома укрытие, о чем становится известно юноше. В надежде получить дом кузнеца, он открывает врагам этот секрет, но здание под свой штаб забирает немецкая военная полиция. Главный герой находит Соню у себя в огороде и хочет спасти ей жизнь, не представляя, какими сложностями обернется для всех это решение. Вместе они проходят путь от ненависти до любви.
Несколько эпизодов будущей полнометражной военной драмы под названием «Голем» режиссер снимает на Витебщине. На интернет-сайтах уже мелькнула Дисна, где на мосту через Дисёнку разыгралась одна из страниц холокоста. Очередной площадкой съемок стала Опса – предвоенная и в первые дни оккупации Браславщины.
Увидеть своими глазами процесс создания кино, а еще больше, если повезет, стать его участником, хотелось многим. И надо сказать, мечты их осуществились. Беглого взгляда художникам хватало, чтобы определить, подходит ли внешность под время событий. Дальше к костюмеру, гримеру и на репетицию.
Как отметил оператор, первый день работы в Опсе – это только 4 минуты в будущем фильме.
А назавтра через Опсу пошла военная техника, началась война...
– Я была простой девчонкой из бедной еврейской семьи, – поделилась впечатлением от личного участия в съемке местная жительница Соня. – Но дух времени, тревогу почувствовала остро, увидела историю совсем другими глазами.
Сам же режиссер в одном из интервью подчеркнул, что ему история безумно интересна и гораздо ближе того, что рядом. И этот фильм не об ужасах войны. Он про войну и мир, когда друзья, став врагами, начинают любить друг друга.
Фото Тамары ПАШКЕВИЧ