Во время празднования Дня города в Чашниках презентовали авторский проект заведующего Домом ремесел Галины Шинкевич. Мастер возрождает технологию украшения икон в традиционной технике.
Гладя на нежные, тонкой работы цветы, расположившиеся вокруг святого лика, трудно поверить, что изготовлены они из лыка. Этот материал для украшения Галина Шинкевич выбрала не случайно.
– Началось все со старой печатной иконы, оставшейся от бабушки, – говорит мастер. – Она долго хранилась в доме моих родителей, и однажды я захотела повторить украшение, которое было на ней. А когда рассказала о задумке маме, она вспомнила, что мой дед этим тоже занимался: делал украшения для икон из лыка. Получилась такая семейная история, которую я решила продолжить.
Проект уникальный, аналогов, утверждает руководитель Дома ремесел, нет в республике. Материал для него мастер собирала на протяжении года. Для начала тщательно изучила, систематизировала найденные исторические факты, которые предопределили возникновение интересной техники.
– В литературных источниках прочитала, что еще до революции в России в печати начали использовать хромолитографию, –объясняет Галина. – В том числе печатали небольшие картинки на церковную тематику. Живописные иконы в то время стоили дорого, а чтобы изготовить их, требовалось много времени.
Альтернативой дорогостоящим писаным произведениям как раз и стали дешевые напечатанные церковные сюжеты. Они производились массово, из-за своей доступности стали достаточно популярными. Люди активно приобретали их, вставляли в рамки и как могли украшали.
– Не могу сказать, что работа над восстановлением забытой техники шла легко, – признается собеседница. – Материалов оказалось совсем мало, непросто было отыскать оригинальные иконы. Усложнял работу тот факт, что многие не видели и сейчас не видят большой ценности в печатных иконах, украшенных бумажными цветами и фольгой. Я снова и снова возвращалась к той самой первой, семейной иконе, расспрашивала маму, просила ее вспомнить все до мельчайших подробностей, ездила в экспедиции.
Изучив все имеющиеся источники, просидев много часов над старыми иконами, реконструируя уникальные лыковые оклады, мастер создала проект, который на высоком уровне оценили в НАН Беларуси. И посоветовали работать над собственной коллекцией.
Сегодня в копилке чашничанки – пять восстановленных икон в лыковых окладах. Работы полностью повторяют именно ту, аутентичную технику. Причем природный материал Галина Шинкевич заготавливает сама.
– Этот промысел довольно непростой. Лыко драли в основном весной, когда в деревьях идет сок, – раскрывает она некоторые секреты. – Для того, чтобы кора стала мягкой и податливой, ее надо как следует вымочить, а потом высушить. Еще лыко чешут, чтобы разнообразить ассортимент изделий из него.
Создавая из простых печатных икон настоящие шедевры, мастер проходит все этапы: от заготовки материала до тонкого кропотливого труда – плетения украшений. При этом важно соблюсти все нюансы: правильно подобрать краситель, выбрать фольгу нужной толщины, со стопроцентной точностью повторить оригинал.
– Во время учебы и после, когда вплотную занялась творчеством, встречала самые разные техники украшения икон, – признается заведующий Домом ремесел. – Оклады можно сделать из соломы, бисера и многого другого. А вот с лыковыми столкнулась впервые. Понимаю, что эта уникальная техника может просто кануть в лету. Поэтому очень хочется максимально сохранить и популяризировать ее.
Галина ЖУКОВА, Чашники.