На окраине деревни Мамаи Глубокского района во время проведения земляных работ найдены останки человека, предположительно немецкого солдата.
Неожиданную находку отыскали работники жилищно-коммунального хозяйства района, помогая сельхозпредприятию прокладывать водопровод к частным подворьям. Зачерпнув ковшом землю, присыпанную снегом, они увидели металлический предмет. Это был изъеденный коррозией немецкий футляр для противогаза. Рядом в яме виднелись кости.
– Отчасти это подтверждает предположения сельчан о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь был похоронен немецкий военнослужащий, – отметил старший научный сотрудник Глубокского историко-этнографического музея Александр Хайновский, который одним из первых приехал на место. – Но я бы посоветовал не спешить с выводами. Специалисты должны все досконально изучить, провести раскопки. Возможно, им удастся найти какие-нибудь доказательства.
По словам председателя Озерецкого сельсовета Светланы Анашкевич, сотрудники военкомата, РОВД быстро прибыли на вызов. Весть о неожиданной находке молниеносно разлетелась по округе. Сельчане стали вспоминать все, что когда-либо доводилось слышать о захоронении в конце деревни.
– Моя мама Надежда Александровна Зинкевич рассказывала о немецком солдате, который погиб при отступлении в 1944 году, – поделилась жительница деревни Татьяна Мышковская. – Войска освободителей приближались со стороны Заборья. Оттуда бежал немецкий солдат, криками и жестами пытаясь предупредить. Началась бомбежка. Немцы стреляли с дальнего хутора. Спасаясь, люди убегали в лес.
На руках у 24-летней Надежды было двое малышей: четырехлетний Алексей и Леонида, которой было меньше года. Молодая женщина хотела спрятаться в «бункере» – так местные жители называли место за огородами, где хранили картошку.
В годы войны в Мамаях жили переселенцы из Витебска. Одну из семей приютили родные Надежды. Именно витебчане первыми и обнаружили, что женщины нет среди людей, убегающих в сторону леса. Они вернулись к дому.
– Кто-то подхватил на руки одного из малышей, – рассказала Татьяна Алексеевна. – Маме стало страшно, когда увидела лежащего на земле немецкого солдата с окровавленной головой. Он шевелился, судорожно сгребая пальцами землю. Спустя некоторое время в округе наступила тишина. Когда люди возвратились в деревню, человек был мертв.
По словам начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Людмилы Карнилович, место необычной находки огородили, работы приостановили. После проведения всех необходимых мероприятий останки будут перезахоронены. К слову, на кладбище вблизи Глубокого перезахоронено 616 немецких военнослужащих, имена 506 установлены.
Фото Анастасии АНАНИЧ.