Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

«Вагончик тронется, перрон останется». Корреспондент «Витебских вестей» примерил роль проводника

На взгляд со стороны работа проводника пассажирского поезда позволяет регулярно путешествовать, любуясь в окно живописными пейзажами. Чтобы узнать так ли это корреспондент «Витебских вестей» в качестве «вагоновожатого» проехал по маршруту Витебск – Минск на ночном поезде, а назад – на скоростном  межрегиональных линий бизнес-класса.

На перрон прихожу минут за 20 до отправления.

– Несмотря на появление скоростного железнодорожного сообщения между Витебском и Минском, ночной остается популярным у пассажиров, – рассказывает мне начальник поезда Алексей Аблецов. – Многие предпочитают поспать в дороге, не теряя дневное время на переезды. Этот поезд останавливается в небольших населенных пунктах Витебской и Минской областей, в определенном смысле выполняет социальную функцию.   

Состав трогается.  Проводница Елена Пузикова стоит в тамбуре, вытянув вперед руку с желтым свернутым флажком.

– Это знаки из каждого вагона для машиниста, – поясняет она. – Пока посадка не завершена, держим красный флажок. В темное время суток, когда все хорошо, проводники сигнализируют машинисту фонарем белого цвета, а красным – в нестандартных ситуациях.

Елена проверяет билеты, предлагает чай, постельное белье. И я получаю первое задание – помочь ей его разнести. Для этого, как оказалось, нужна сноровка. Стараясь удержать одной рукой стопку с упаковками постельных принадлежностей, другой стучусь в купе. Поздоровавшись с пассажирами, отсчитываю им комплекты.

На чай соглашаются немногие, в основном люди ложатся спать.

На станции Летцы никто не выходит и не заходит. Проводница дает мне попробовать открыть дверь вагона с выдвижными ступенями. С непривычки для этого приходится приложить усилия.

В Шумилино в вагон садятся три пассажира.

– Проводники снабжены специальными гаджетами, где видно, сколько билетов до какой станции куплено, – поясняет Елена, демонстрируя прибор. – Смотрите, например, в Витебске вошло десять человек, в Шумилино – три. В Вилейке трое выходят, все остальные едут до Минска.

В Полоцке стоянка поезда около часа, есть больше времени пообщаться. Проводником пассажирских вагонов Елена Пузикова трудится в Витебском вагонном участке уже 10 лет.

– Раньше я работала кассиром в одном из супермаркетов, – говорит она. – Но меня всегда привлекали путешествия. Поэтому, увидев объявление о наборе на курсы проводников пассажирских вагонов, прошла трехмесячное обучение. Тут мне нравится гораздо больше. Особенно радует график работы. После рейса практически всегда 2 выходных, стала больше времени проводить дома.

На этом поезде Елена уже 6 лет, изредка заменяет коллег на других составах.

Периодически проводникам приходится разрешать конфликты. Некоторые пассажиры не могут поделить нижнюю полку – тот, у кого билет на верхнюю, хочет подольше посидеть внизу. Проводники объясняют, что по правилам после 22.00 каждый должен занимать свое место. Впрочем, это еще цветочки.

– Пассажирам не нравится неприятные запахи от соседей по купе, – рассказывает Елена. – Однажды женщине попался такой попутчик. Свободных мест в других купе не было, и она  всю дорогу стояла в коридоре.

– Все проводники обладают навыками оказания доврачебной медпомощи, – отмечает она. – В критической ситуации связываемся с машинистом и вызываем машину скорой помощи на ближайшую станцию.

А еще, как выяснилось, проводники подкованы технически. По изменению стука колес они могут определить их неисправность. Также на станциях проводники диагностируют состояние букс – элемента подвагонного оборудования. Эту процедуру в Полоцке я делаю вместе с моей наставницей. Тыльной стороной ладони прикасаюсь к буксам.

– Они холодные, значит, все с колесами нормально, – объясняет проводница. – Когда букса горячая, решение о дальнейшем следовании поезда принимает его начальник. Но в моей практике подобных критических ситуаций не было.

После Полоцка в вагоне по графику влажная уборка. Вместе с Еленой  вытираю пыль на поручнях, мою пол. Около часа ночи отправляюсь спать. Идет отдыхать и она, работать заступает ее сменщица. По прибытии в Минск проходим по вагону, убедившись, что никто из пассажиров не забыл свои вещи.

Назад еду новым поездом межрегиональных линий бизнес-класса. Похоже, здесь одна из основных составляющих работы проводников – ответы на вопросы пассажиров. До отправления поезда люди интересуются почему не функционируют розетки (они включаются при движении состава), как подключиться к беспроводному интернету, в каком вагоне площадка для перевозки велосипедов…

– Раньше нам вопросов задавали гораздо больше, постепенно пассажиры привыкают к новому поезду, – улыбается проводница Татьяна Лебедева.

Прежде она трудилась на обычных составах с плацкартными и купейными вагонами.

– В скоростном поезде межрегиональных линий бизнес-класса задача проводника – исключительно обслуживание пассажира,– сравнивает  Татьяна работу. – Уборкой этих составов занимается на конечных станциях клининговая компания. Проводники проводят санобработку, только если кто-то что-то разлил или насорил. А билеты мы проверяем не на входе в вагон, а после отправления.

Именно этим, пока состав отъезжает, я занимаюсь вместе с ней. Мне доверено проверять бумажные билеты, а проводница контролирует электронные.

Покончив с обязанностями, возвращаемся в купе. Тут я обращаю внимание на монитор, где видны картинки с многочисленных камер, установленных по всему поезду. На одном из квадратиков Татьяна замечает бегающих по вагону детей. Выйдя из купе, проводница просит родителей малышей усадить их на место.

– Поезд принято считать самым безопасным видом транспорта, наверное, поэтому пассажиры разрешают детям резвиться, хотя в авто их пристегивают, – рассуждает собеседница. – Но в движении может произойти всякое, например, на переезд внезапно выедет автомобиль, и машинисту придется экстренно тормозить. Все кто не сидел и не держался за поручень, могут травмироваться. Благо ничего такого еще не было, но несчастные случаи лучше предупреждать, чем потом разбираться с последствиями.

Поезд разгоняется до 120 километров в час, мчась к Витебску. За окном мелькают деревья, дома.

– В этом поезде проводница – словно стюардесса в самолете, – улыбается Татьяна Лебедева. – Чувствуешь себя на борту летящего лайнера. Сплошное удовольствие так работать!

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ