Журналист, как известно, человек творческий. Ему сложно усидеть на месте. Когда размышляла, какую профессию узнать, так сказать, изнутри, выбор остановила на кондукторе троллейбуса.
Предварительно согласовав все вопросы с директором филиала «Горэлектротранс г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» Василием Павлючковым, мысленно представила себе день, который я собиралась провести на маршруте №4, работающем в часы пик. Забегая вперед отмечу: дело это не такое примитивное и легкое, как кажется на первый взгляд.
Неспящие красавицы
Начало пятого утра… Просыпаюсь благодаря неугомонному будильнику, который раз за разом звонил все громче. Начинаю ускоренно собираться, понимая всю ответственность своего задания, ведь сегодня я – кондуктор. На собственном опыте убедилась, что кофе – неотъемлемая составляющая завтрака людей этой профессии.
На улице, нет ни души, мимо периодически проезжают такси. А я уже на ногах, впрочем, как и другие кондукторы. К слову, до своих рабочих мест они добираются на дежурном транспорте. В 5.30 я на месте, возле троллейбусного депо. На проходной меня встречает начальник участка троллейбусного депо Татьяна Чухнина. Перед допуском на линию со мной провели инструктаж. Затем отправляемся к медсестре, заглянули к помощнику мастера, где мне выдали «обмундирование».
Возле троллейбуса нас встречают водитель Виктор Рыбаков и кондуктор Надежда Дятлова. Транспорт проверен, замечаний нет, выезжаем на маршрут в 5 часов 57 минут.
Надежда Дятлова – улыбчивая женщина, которая несмотря ни на какие жизненные сложности не перестает любить свою профессию. Говорит, за четыре года работы научилась чувствовать людей не хуже психолога. На эту стезю Надежду Ивановну несколько лет назад подтолкнули семейные обстоятельства, здесь как раз был удобный график. К слову, Надежда Дятлова – мать троих сыновей и счастливая бабушка пятерых внуков.
Пока людей на остановках было немного, она рассказала о своих рабочих буднях, зайцах, забытых вещах и о магическом слове «спасибо». Ближе к семи часам народ стал прибывать. Мне стоило огромных усилий в первый раз громко сказать: «Не забываем платить за проезд», а потом это происходило само собой.
Это только со стороны кажется, что быть кондуктором легко. А вы попробуйте в движущемся троллейбусе удерживать равновесие, когда обе руки заняты! При этом нужно внимательно отсчитывать сдачу, следить за входящими пассажирами.
Справедливости ради отмечу: мои представления о том, что людей нужно заставлять оплачивать проезд, оказались в корне неверными. В большинстве своем витебчане добропорядочные и вежливые. Конечно, кому-то нужно просто напомнить: ну задумался человек.
То и дело я украдкой поглядываю вокруг: кто-то из пассажиров клюет носом, кто-то прижимается к стеклу, пытаясь ухватить несколько заветных минут дремы. А улыбчивая Надежда Дятлова словно порхает по салону троллейбуса и, как она сама шутит, делает бесплатный массаж пассажирам. Как можно быть в таком прекрасном расположении духа, просыпаясь еще ночью (а каждодневный подъем у Надежды Ивановны в 3 часа 50 минут), я так и не поняла.
Крупные купюры, российские монеты и некоторые уловки зайцев
По словам Надежды Дятловой, есть такой контингент людей, которые утром стараются проехать зайцем. Для покупки одного талончика они используют крупные купюры. Естественно, кондукторы берут с собой мелкие монеты, поэтому товарищи очень удивляются, когда сдача все же находится. Иногда дети, особенно старшеклассники, пытаются проехать по справкам не по тому маршруту.
Бывает, что человек заходит в общественный транспорт и разговаривает по телефону либо в наушниках слушает музыку и на просьбу кондуктора оплатить проезд никак не реагирует. Таких пассажиров высаживают на следующей же остановке. Иногда вместо белорусских монет в руки кондукторов попадали российские… Людям порой кажется, что они самые хитрые. А словишь – краснеют от стыда.
Снова в путь зовет дорога
Троллейбус №4 от места отправления до конечной остановки в пути примерно час. Иногда случаются накладки, если, например, где-то авария и электротранспорт не может двигаться дальше. Так было и с нами: пока стояли на конечной, с водителем связался диспетчер и предупредил, что из 4-го маршрута мы превратились в 10-й.
Сделав еще один круг по городу, троллейбус поехал в депо. Для отдыха было пару часов, после чего мы снова отправились в рейс, чтобы в час пик разгрузить пассажиропоток. Перед выходом снова посетили медработника и помощника мастера.
По мнению Надежды Ивановны, главное в ее работе – внимательность, умение вежливо общаться с людьми. Ну и конечно, нужно владеть правилами сложения и вычитания, потому что недосчитанная копейка обернется вычетом из зарплаты.
– А еще кондуктор просто не имеет права на плохое настроение, – убеждена моя напарница. – Пассажир не виноват, что у вас дома или на работе что-то не ладится.
Немаловажным является умение сгладить конфликт, не дать ему разгореться. Есть среди пассажиров и те, кто недоволен буквально всем. С ними, по словам Надежды Ивановны, лучше не начинать спор. Кому-то просто хочется поговорить, высказаться о наболевшем, ведь вероятность того, что они еще встретятся, невелика.
В салоне троллейбуса всегда движение, второпях люди частенько теряют или забывают вещи – от зонтиков до перчаток и папок с документами. «Потеряшки» в конце смены кондуктор отдает в диспетчерскую.
Пока я постигала азы кондукторского дела, время пролетело незаметно. В конце рабочего дня возвращаемся в троллейбусное депо на улицу С. Панковой. Надежда Ивановна считает сумму отдельно по проездным и по талончикам, сдает выручку, получает билеты на завтра. Конечно, ноги болели от усталости, голова – от постоянного шума, однако настроение было отличное и грела мысль о долгожданном сне после трудного рабочего дня.
Испытав на себе все тяготы профессии кондуктора, теперь я с чувством глубокого уважения отношусь к этой работе. И только сейчас осознала значимость фразы: «Заранее готовьте деньги на оплату проезда», а еще для себя решила: с крупными купюрами в общественный транспорт я больше ни ногой…
Фото Дмитрия ОСИПОВА.