Витебский маслоэкстракционный завод сегодня — это динамично развивающееся предприятие, которое готовится отметить свое 90-летие. Здесь производят рапсовое, соевое и подсолнечное масла, а также шрот (рапсовый, соевый и подсолнечный) на корм скоту. За качеством продукции следит производственная лаборатория. Чтобы посмотреть на профессию лаборантов изнутри, туда отправилась корреспондент «ВВ».
Сила лаборантов
Главными в тот день были лаборанты химического анализа Наталья Стельмахович, которая работает здесь уже 26 лет, и Марина Колесникова, за плечами которой 21-летний стаж на предприятии.
Забегая вперед, отмечу, что дел у лаборантов много, бывает, за весь день не присядешь ни на минуту. Но обо всем по порядку.
Рабочий день лаборанта на маслоэкстракционном заводе начинается с отбора промежуточных продуктов технологического процесса производства. Что это такое и для чего нужно? Все просто. Для того, чтобы проверить функциональность оборудования, а при необходимости наладить его и затем выпускать качественную продукцию.
Вооружившись бюксами и колбами, мы вместе с Мариной Францевной отправляемся на производство. Отбираем масло-семена рапса, которые подаются в цех, чтобы в последующем определить влажность и содержание в них сорной и масличной примесей.
Отбираем образцы промежуточных продуктов производства с интересными названиями – мятка, мезга, жмых. Попутно моя наставница рассказывает, что все вышеперечисленное – это полуфабрикаты, качество которых влияет на количество и качество готовой продукции – масла и шрота.
Вдоволь набегавшись по лестницам вверх-вниз, пройдя множество цехов, наконец отправляемся в производственную лабораторию.
Дело мастера боится
Здесь за заполнением журнала качества отпускаемой продукции мы застали Наталью Стельмахович, которая уже успела проверить автоцистерны на пригодность для загрузки в них рапсового масла.
Дальше дело, как мне изначально показалось, было за малым – провести химические анализы отобранных образцов.
В первую очередь необходимо было определить количество сорной и масличной примесей в маслосеменах рапса до и после их очистки в сепараторе (оборудование с ситами, через которые просеиваются семена), так мы узнаем эффективность его работы. Необходимо проверить качество измельчения маслосемян рапса (если измельчены плохо, из них не выдавится достаточное количество масла), определить их влажность и при необходимости масличность.
Если в двух словах говорить о процессе, который я наблюдала в цехах завода, то выглядит все примерно так: маслосемена рапса измельчаются, получается мятка. Она, в свою очередь, подогревается, увлажняется, и образуется мезга, которую отжимают на прессе, получаются масло и жмых.
Для определения влажности взвешиваем на аналитических весах в отдельных бюксах примерно по пять граммов продукции. И смотрим вес до сушки и после нее. Затем по формуле высчитываем массовую долю влаги. Записываем все в специальный цеховой журнал, чтобы работники цеха знали, какой у них технологический режим. Если есть отклонения от нормы, они будут регулировать нужные параметры.
Чтобы определить качество измельчения мятки, нужно насыпать 50 г в сито и поставить на определенное время на специальный агрегат. В последующем взвесить остаток и посмотреть разницу. Чем мельче переработана мятка, тем лучше она пройдет влаготепловую обработку и тем легче из нее отожмется масло вследствие денатурации белка.
Показали мне и необычный (для меня) анализ – «температура вспышки». Заинтересовала? Тогда читайте дальше.
Жмых (полуфабрикат, получаемый после отжима, в котором присутствует порядка 25 % масла) поступает в экстракционный цех, где в результате сложного технологического процесса при помощи гексанового растворителя превращается в шрот, масличность которого теперь уже около 1,5 %, и экстракционное масло. Вот в этом масле и определяется температура вспышки – его нагревают до 230 градусов, подносят зажженную спичку к небольшому отверстию специального прибора. Если в отверстии нет вспышки – масло стандартное, а если есть пламя, то масло отправляется на доработку.
Чем ценен шрот, так это протеином. Шрот считается высокобелковым продуктом. Чем больше белка, тем лучше будет корм для крупного рогатого скота. Следовательно, увеличиваются надои и привесы. Чтобы определить протеин в шроте, надо провести сложный анализ: там и сжигание, и титрование, работа с кислотами и щелочами… Не так давно завод купил новую установку, чтобы данный анализ делался быстрее и чаще.
Внимательность и дисциплина
Работы у лаборантов в производственной лаборатории много. Например, они же отбирают пробы сырья из поступающих машин. Летом, во время заготовки, за сутки могли принимать до 200 единиц техники.
Контроль отгружаемой готовой продукции тоже за ними. Так, из каждой налитой маслом цистерны с трех слоев специальным пробоотборником берется общая проба, перемешивается, лаборанты выделяют среднюю пробу, потом определяют кислотное и перекисное число, влажность и много других качественных показателей на соответствие ГОСТам.
К концу смены (а длится она 12 часов) неимоверно устала. От переизбытка информации начала побаливать голова, ноги просили покоя. Но работа еще не закончена. В течение всей смены через определенный промежуток времени мы раз за разом отбирали пробы из производства. В конце рабочего дня все смешивается, выделяется среднесменная проба, которая пересыпается в емкость и отправляется на десятидневное хранение.
В целом, побывав на маслоэкс-тракционном заводе, поняла, что одними из главных аспектов профессии лаборанта являются личные качества: наблюдательность, дисциплинированность, организованность, аккуратность, хорошая память и способность к концентрации и распределению внимания в течение длительного времени. Прочувствовав на себе всю ответственность нелегкого труда, могу с уверенностью сказать, что главное – любить свою работу. Именно в этом и убеждены два моих наставника – Марина Колесникова и Наталья Стельмахович.
Масло, вырабатываемое на заводе, до того, как попасть на прилавки магазинов, перерабатывается на Гомельском жировом комбинате, Бобруйском заводе растительных масел и Минском маргариновом заводе, а также поступает на экспорт.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.