Что должно насторожить в работе лифта? Как «пленники» встречают электромонтеров в заблокированных кабинах? Как выглядит загадочное лифтовое помещение под крышей? Корреспондент «ВВ» вышла на смену с электромехаником ОАО «Витебсклифт».
Небольшая комната с рабочим столом, компьютером и бурлящим чайником — центр, из которого координируется непростая и насыщенная жизнедеятельность большинства витебских лифтов. Всего на техническом обслуживании предприятия около 3 тыс. лифтов в Витебске и других городах области. В то же время в ведении ОАО «Витебсклифт» находится не весь областной центр: несколько десятков лифтов забрали частные предприятия.
К восьми утра вместе с фотокорреспондентом отправилась в диспетчерский пункт на ул. Чкалова (м-н Юг-7). Нас предупредили, что прийти нужно заранее. На часах 7.30, и нас встречают директор предприятия Иван Радкевич и электромеханик по лифтам 6-го разряда Алексей Линник.
После вводного инструктажа руководитель предприятия направил нас к диспетчеру, чтобы узнать, есть ли ночные заявки на неисправность лифтов. Сигнал о поломке подается на пульт с множеством тумблеров и лампочек, от которых глаза разбегаются. Как раз за ним и сидят те женщины, голоса которых мы обычно слышим, нажав на кнопку с колокольчиком в лифте или позвонив по номеру 139.
— Вызовы в большинстве своем поступают в утреннее и вечернее время и, конечно, в выходные, — говорит диспетчер Нина Рутченко. — Обидно, когда люди в застрявшем лифте начинают срывать злость на диспетчере. Как будто он может по мановению волшебной палочки запустить вертикальную машину или предупредить ее остановку... В любом случае электромеханик прибывает на место не позднее, чем через 40 минут после момента подачи заявки.
За ночь ничего экстраординарного не произошло, поэтому мы идем в один из соседних домов на плановый техосмотр, который проводится ежемесячно.
Обманчивый фольклор
Рутинная, на первый взгляд, жизнь электромеханика по лифтам измеряется ступеньками, как ни странно, ведь, если вертикальный транспорт сломался, специалисту нужно преодолеть целый квест, чтобы устранить неполадки.
Пока поднимаемся на лифте, работу которого и предстоит проверить, стараюсь вспомнить все то, о чем говорили немного ранее. Итак, наша задача — проверить в кабине освещение, работу всех кнопок и привода дверей, состояние напольного покрытия и стен.
Обязательно необходимо проехать на лифте, чтобы обследовать на каждом этаже цепь безопасности, которая контролирует открытие дверей шахты. В случае обнаружения малейшей неисправности ее тут же нужно устранить. Кроме того, есть и обязательное ежегодное техническое обслуживание. Его проводят более тщательно. Проверка одного лифта может занять несколько дней. Кстати, на одного электромеханика приходится от 40 до 45 лифтов.
Попутно задаю специалистам вопросы, которые волновали достаточно давно: правда ли, что прыжки в кабине лифта чреваты падением в бездну темной шахты?
— Поверьте, ни на одном устройстве нет столько предохранителей, как в лифте, — улыбается Алексей Анатольевич. — Конечно, прыгать не стоит — велика вероятность «сесть» на ловителя. Это не больно, но довольно ощутимо. Ловители — это такие устройства снаружи кабины, которые при малейшем нештатном увеличении скорости «ловят» лифт и прочно удерживают его на любой высоте.
Думаю, не только мое сердце начинает биться чаще при воспоминании жутких кадров из фильмов, когда лифт обрывается и летит вниз. Пользуясь случаем, уточняю, насколько эти картинки соответствуют реальности?
— На моей памяти такого никогда не было, а я в этой сфере более 20 лет, — успокаивает собеседник. — Кабина подвешена как минимум на трех стальных тросах, состояние их проверяется регулярно. И если один поврежден, его тут же меняют. Даже если чисто теоретически по какой-то причине трос порвется, в лифте есть ограничитель скорости, который активирует тормоза, когда устройство начинает двигаться слишком быстро. И мы все еще помним, что кабина оборудована системой ловителей: фиксируется в неподвижном положении металлическими клиньями.
В этот день открыла для себя много полезной информации. Например, пассажирский лифт «склонен» прекращать движение в случае любой неисправности. Да, эта мера безопасности причиняет пассажирам некоторый дискомфорт, но здесь важно помнить, что на кону здоровье и жизнь.
В целом в работе лифта пассажиров должны насторожить запах, отсутствие света, нерабочие кнопки, звук. В этом случае о неисправности можно сообщить по номеру 139.
«Сердце» лифта — станция управления — располагается под самой крышей дома, просто так туда не попасть, дверь закрыта на замок. Именно здесь находятся большие катушки, которые наматывают на себя металлические тросы. За работу лифта отвечает электронная плата, где установлен дисплей, показывающий коды неисправностей лифта. В нашем случае ошибок нет, можно идти по другому адресу.
Дикари в человеческом обличье
Несомненно, лифты имеют свойство изнашиваться, ведь и у них есть свой срок службы. Однако зачастую причина поломки — человеческий фактор.
Работы электромеханикам добавляет и мусор, который попадает в порог между дверями кабины. Важно помнить, что новые лифты оснащены чувствительными фотошторками. Двери не закроются, если между ними находится какой-то предмет, даже если он небольшого размера. Иногда достаточно окурка или магазинного чека, застрявших в пороге, чтобы двери начали реверсировать и лифт перестал реагировать на вызовы и приказы.
— Чего только не найдешь в кабинах и шахтах, — продолжает Алексей Линник. — В отдельных случаях это, конечно, может быть случайностью, например, кто-то уронил в пазы направляющих мелкий предмет, и из-за этого дверь заклинило. Но чаще всего — рекламные буклеты, ключи, расчески, монеты. Нередко лифты приходят в негодность после того, как люди пытаются насильно открыть двери, перегружают кабину.
Достается лифтам и в новостройках, где жильцы массово проводят ремонт, завозят мебель и бытовую технику. Порой диву даешься: о чем думал застрявший в кабине человек, когда запихивал в нее такие весомые и крупногабаритные вещи. Нелучшим образом на лифт действуют и предметы, которыми подпирают двери, чтобы внести что-либо вовнутрь. А решение-то простое: всего-то нужно воспользоваться кнопкой «отмена», удерживая ее несколько секунд, а чтобы «вывести» лифт из режима ожидания, достаточно нажать кнопку с нужным вам этажом.
— Есть и такие жители домов, которые проникают в шахты лифтов, — продолжает электромеханик. — Кто-то специальным ключом открывает двери шахты, когда лифт находится на остановке, и проникает внутрь. Мы все это видим на своем оборудовании. Приходится идти и разбираться и, следовательно, терять время.
Еще одна серьезная проблема, с которой пришлось столкнуться работникам предприятия, — выход из строя кнопочного поста в кабине лифта. Если в двух словах, то люди, обрабатывая спиртовыми антисептиками панели, сами того не желая, выводят из строя сотни кнопок. Тут стоит оговориться, что запчасти волшебник на самолете не доставляет — их приобретает за собственные средства ОАО «Витебсклифт».
Свободу пассажиру!
Если произошла поломка или аварийная остановка лифта с пассажирами, специалист берет чемоданчик с инструментами (на первый взгляд, он и невелик, но весьма увесист) и спешит по указанному адресу.
— И много ли «узников» освободили и как ведут себя люди после невольного заточения? — интересуюсь я.
— За годы работы немало, — констатирует Алексей Линник. — Ведут себя по-разному: одни абсолютно спокойны, а другие проявляют агрессию. В нашей работе, как нигде, нужно держать ухо востро, ведь, например, пьяные могут и с кулаками наброситься.
В целом на освобождение человека из ловушки электромеханику отводится до 45 минут.
— Конечно, мы стараемся укладываться в меньший регламент. Дела идут гораздо быстрее, если находимся недалеко от места события, — говорит специалист. — А вот когда происходит массовая остановка лифтов из-за аварийного отключения электроэнергии, то приходится побегать. Такой случай был не так давно, кстати. Когда на Новолукомльской ГРЭС произошло возгорание. Тогда без электричества осталась большая часть Могилевской и Витебской областей. Пришлось побегать по этажам, чтобы освободить пассажиров.
Это как раз тот редкий случай, когда в доме пропадает электроэнергия. По словам специалистов, самое важное — не растеряться. В одну секунду залитая ярким светом кабина становится темной (преимущественно в старых лифтах), как правило, связь с диспетчером в этом случае отсутствует. Поэтому спокойно нужно набрать единый номер 139 на мобильном телефоне и вызвать аварийную бригаду.
— Операторы понимают, что человек находится в замкнутом пространстве, поэтому по мере необходимости оказывают психологическую помощь, — подчеркивает Алексей Линник. — Бывает и такое, что для ускорения времени нашего прибытия люди придумывают истории на ходу, чаще всего говорят про резко возрастающее давление, беременность и клаустрофобию. Вместе с тем, если кому-то из участников инцидента действительно плохо в кабине застрявшего лифта, об этом необходимо сообщить диспетчеру, чтобы тот вызвал медиков.
Здесь тоже стоит развеять миф: в случае отключения в доме электричества кабина лифта механически блокируется в шахте, и даже при появлении электротока устройство подъемника не приводится заново в движение до тех пор, пока электромеханик вручную не запустит лифт.
Сколько ступенек я преодолела в этот рабочий день, не считала, но понимаю, что их была не одна сотня. А для кого-то это каждодневный труд.
Конечно, менять свою профессию на электромеханика по лифтам я не буду, зато теперь с легкостью могу развеять мифы-страшилки о падении лифтов и уж точно не стану волноваться в случае остановки вертикального транспорта.
Фото Александры ХОДЮКОВОЙ