Витебский универмаг, несмотря на солидный возраст (недавно отметил 70-летний юбилей) и классический статус главного универсального магазина области, стремится соответствовать духу времени, динамично развивается, используя современные и креативные подходы.
Предприятие по итогам работы не единожды заносилось на городскую Доску почета, старания коллектива и руководителя не остались незамеченными и на республиканском уровне.
В 2017 году Витебский универмаг получил «Бронзового Меркурия» – высшую награду в сфере торговли. Директор Светлана Горваль в интервью «Витебским вестям» рассказала о грядущих переменах и перспективах одного из старейших и крупнейших торговых объектов, об особенностях покупателей северного региона, почему в универмаге нет глобальных распродаж и грандиозных скидок, а также за что каждый работник коллектива раз в год получает специальный подарок от директора.
Светлана Горваль родилась в Воложине (Минская область), закончила Гродненский университет им. Янки Купалы, училась на факультете экономики и управления. После вуза трудилась в торговом доме «Неман» в Гродно, став начальником отдела, начала работать еще и в Витебском универмаге. Окончательно в город на Двине переехала в 2013-м – была назначена на должность заместителя директора, а спустя полгода возглавила предприятие.
– Светлана Александровна, вы определенный период жили и работали на два города. Насколько отличается специфика торговли в Гродно и Витебске?
– Гродно более западный. Там масштабно отмечают именно католические праздники. Витебск – ближе к России, он православный. Покупатели отличаются. Здесь они, скорее, консерваторы, медленнее подхватывают модные тенденции, осторожно относятся к новшествам.
– Как воспринял коллектив молодого руководителя?
– Новый руководитель – это всегда волнительно. Но лично мне было легко: имелся определенный опыт, я была готова работать, осознанно пришла на эту должность. Начала со знакомства с коллективом.
В универмаге около 300 сотрудников, и каждого я решила поздравить с днем рождения. Первый год лично или по телефону, если человека не было на рабочем месте. Затем были специальные открытки, подписанные от руки. В итоге поздравление от директора стало традицией.
Каждый год стараюсь придумывать что-то новое. Уже были бонбоньерки с конфетами, воздушные шарики, в которых спрятаны записочки с индивидуальными пожеланиями. В этом году каждый сотрудник получил сертификат на выходной день, что будет в следующем – пока секрет. Все привыкли и теперь ждут сюрпризов.
– Новый директор – это и новый подход к организации работы…
– Универмаг всегда оставался прибыльным, успешным предприятием. Но раньше было проще – меньше конкурентов, мы – монополисты, центральный магазин. Сейчас работать сложнее, открываются современные торговые центры с абсолютно другими подходами.
Несмотря на это сохраняем основу, придерживаемся концепции классического универсального магазина, даже название не меняем. Универмаг – это старое доброе ретро. Но в то же время постоянно совершенствуем работу.
– На что при этом ориентируетесь?
– Экономический отдел анализирует обороты, выручку, товароведы занимаются закупкой, по необходимости меняем ассортиментную политику.
Одним из глобальных решений стал отказ от реализации таких крупногабаритных товаров, как холодильники. Сейчас продаем остатки, новые завозить не будем. Это связано с тем, что трудно выстраивались отношения с поставщиками, у них свои фирменные магазины, кроме того, есть отдельные торговые объекты, специализирующиеся на продаже бытовой техники. Они могут себе позволить разные акции, рассрочку, организуют бесплатную доставку. Нам на сегодняшний день сложно и бессмысленно с ними конкурировать.
С точки зрения рентабельности анализируется каждая группа товаров, после принимаем решение, увеличивать или уменьшать их долю в общем сегменте. Экспериментом для нас стала торговля книгами, печатными изданиями. Чуть больше года развиваемся в этом направлении, уже можно сказать, что ассортимент оказался довольно востребованным.
Есть основа, давно сформирован костяк товарных групп, работают секции. Но при существующем порядке не обошлось без заметных изменений. Детские товары сконцентрировали на втором этаже для удобства покупателей, получился специальный комплекс. В одном месте можно купить одежду, обувь для ребенка, канцелярию для школы и выбрать ему в подарок игрушку.
Осваиваем, пусть не так быстро, как хотелось, интернет-пространство. У нас есть группы в соцсетях, количество подписчиков постепенно увеличивается. Это требование времени, поэтому, что такое хештег и репост, у нас знают и сотрудники, которым за 50. Они учатся новому, и им это нравится.
Я уверена, что любая работа – это творчество. Красота и хорошие стороны есть в каждой профессии. Стремлюсь к тому, чтобы сотрудники научились любить даже то, что им не очень нравится. Например, разбираться с жалобами. К сожалению, они всегда были и будут, но если замечание обосновано, нужно прислушаться и меняться.
– Кстати, некоторые сетуют, что в универмаге мало больших скидок, нет глобальных распродаж. Почему?
– Я не любитель больших скидок в принципе. Объясню, почему. Мы изначально не завышаем цены, не ставим большие торговые надбавки. Из-за этого не можем баловать своих покупателей 50-70-процентными скидками, ведь в таком случае сработаем себе в убыток.
Есть сформированная отпускная цена, и мы не можем на нее влиять. Необходимо платить коллективу зарплату, налоги, существуют определенные издержки. А изначально намеренно ставить большую наценку, чтобы потом снижать цифры на ценнике, считаю, не совсем честно по отношению к покупателю.
Моя позиция: лучше иногда радовать 20-процентной скидкой. Так, к примеру, мы сделали на свой день рождения. На 70-летие снизили цены на всё. По некоторым товарам вошли в минус, но благодаря поддержке наших партнеров, поставщиков, которые тоже участвовали, возмещая нам какую-то часть потерь, мы смогли это сделать.
– В свой день рождения Витебский универмаг сделал еще один подарок своим покупателям: теперь в здании работает лифт.
– Мы шли к этому целый год, разрабатывали проектную документацию, решали технические вопросы, проходили сертификацию. И теперь, наконец-то добраться на верхние этажи для наших посетителей не является проблемой, хотя еще не все знают о лифте и по старинке отправляются вверх по лестнице.
– Какие еще ремонтные работы планируете?
– В следующем году в планах взяться за реконструкцию первого этажа. Проект уже готов. Согласно ему станет более удобным выход на лестницу, которая ведет к нашей столовой.
Появится новый общественный туалет, в том числе приспособленный для людей с ограниченными физическими возможностями. Но секции на первом останутся прежними: парфюмерия, косметика, бытовая химия, а вот хозтовары, зоны самообслуживания расширятся.
– Назовите свое самое любимое место на работе. Где вы комфортнее всего себя чувствуете?
– В универмаге я люблю каждый уголок. Мне нравится бывать в мастерской художников и наблюдать за творческим процессом. Я сама увлекаюсь хендмейдом: делаю открытки, оформляю семейные альбомы. А вообще, если бы в витрине было потеплее, я бы, наверно, там все время сидела (смеется. – Прим. авт. ), там так красиво!
Еще очень люблю коммерческий отдел – это постоянное движение, поставщики, суматоха, циркуляция документов, людей, такой драйв! В принципе везде себя чувствую комфортно – и в кадровом, и в организационном отделе свои особенности. Стараюсь ежедневно посещать секции, пообщаться с продавцами, посмотреть, как они работают с клиентами, могу попросить обслужить меня.
– Судя по всему, вы настоящий трудоголик?
– Да, и за это спасибо моим родителям, приучили к труду. Никогда не думала, что пойду в торговлю: мама отговаривала. Она работала в сфере общественного питания и настаивала, что могу выбрать что угодно, кроме этой сферы.
Но так сложилось, что я реализовываю себя именно в торговле и с полной уверенностью могу сказать, что очень люблю свою работу. Оказалось настолько, что даже в декретный отпуск не смогла уйти, занималась делами вплоть до самых родов.
Накануне Международного женского дня еще поздравляла коллектив с праздником, а уже 8 марта родила дочку Владу и спустя пару месяцев снова вышла на работу. Сейчас она ходит в детский сад, развивающие кружки и студии. Супруг меня поддерживает. Мы оба очень активные, находим время и на профессиональную деятельность, и на семью, и на увлечения и спорт.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.