Свое 80-летие отметил член Союза писателей России, почетный член Союза писателей Беларуси, почетный гражданин Лиозненского района Геннадий Пациенко. Корреспонденты «ВВ» навестили юбиляра в его родной деревне Зубаки.
Cправка «ВВ»
Геннадий Пациенко – выпускник московского Литературного института. Преподавал, работал в литературно-художественных журналах «Молодая гвардия», «Роман-газета», советником в Министерстве по делам национальностей Российской Федерации. Автор 17 книг прозы: «Кольцевая дорога», «Дом без соседей», «Зал ожидания», «Пистолет в чемодане» и других. Печатался
в журналах «Юность», «Нёман», «Белая вежа». Лауреат областной литературной премии им. Владимира Короткевича.
Почему давно состоявшийся москвич Геннадий Пациенко годами сидит в сельской глуши, до которой по извилистой грунтовке без подсказки не добраться? Вопрос отпал сам собой, когда показалась его фамильная усадьба. Дом стоит немного на отшибе, в окружении старых тенистых деревьев. Самый могучий из дубов впору включать в список памятников природы. В сезон тут прямо под ногами полно грибов. Так и просятся в фотообъектив или на живописный холст деревянный стол со скамьями, на которых сиживали многие гости писателя, до белизны вылинявшая от времени банька, лодочный корпус, навсегда пришвартованный вверх дном под окнами. Неподалеку в зарослях плещется озеро. Тишь-благодать, в которой живут воспоминания.
– У каждого творческого человека есть свое Болдино или Ясная Поляна. Для меня это Зубаки. Рос здесь до 14 лет, пережил войну, – говорит Геннадий Борисович.
Не забыть ему, как летом 1943 года вместе с односельчанами семья Пациенко пряталась в лесу между деревнями Горелики и Сутоки, потому что с приближением советских войск немцы угоняли местных жителей на запад. Пришлось ютиться в еловом шалаше, голодать.
– Ранним утром 13 октября на лесной дороге вдруг зазвучала песня – наши бойцы, освободив Лиозно, шли дальше. Когда мы, дети, выбежали навстречу, они поделились с нами ржаными сухариками. Меня, голодного мальчишку, это сильно взволновало. А в 1944-м еще был случай. Военная машина, в которой мы эвакуировались на Смоленщину, затормозила перед Рудней, на станции. Заглянул внутрь помещения, а там лежат раненые, ожидающие отправки поездом на Москву. Один из них подозвал меня: «Сунь руку в карман ватника». Я думал, что нужно помочь достать махорку, вынул кисет. Боец говорит: «Здесь для тебя подарок». А там – два сухарика! Этот гостинец и спустя годы не давал мне покоя, пока я не написал рассказ «Кисет с двумя ржаными сухариками», – вспоминает Геннадий Борисович свое далекое детство.
Юношей ему выпало учиться на железнодорожника в Витебске, служить в армии танкистом на Дальнем Востоке, осваивать казахстанскую целину по комсомольской путевке, работать на заводе в Гродно. Впервые напечатался в «Гродненской правде» с благословения Василя Быкова, тогда литсотрудника редакции. Геннадий Борисович показал письмо от будущего классика, которое бережно хранит в Зубаках. Датировано 1960 годом, в конце подпись: «Твой Василь».
Когда начинающий прозаик Геннадий Пациенко участвовал в семинаре молодых писателей в Королищевичах, где анализировались их творческие попытки, авторитетные рецензенты посоветовали ему послать свои рассказы на конкурс в московский Литинститут. И в последующем на творческом пути ему встречались мудрые старшие коллеги.
Став московским писателем, за вдохновением Геннадий Борисович обычно ездил в Крым, где в советское время были дома творчества. А поближе к старости захотелось домой, к истокам.
– В отличие от мегаполиса деревня охотнее становится моим соавтором. Недавно вышел роман «Когда грустят деревья», написанный большей частью здесь. Он о том, что чувствует человеческая душа в переломные моменты бытия. В книге много символики, – рассказывает зубаковский отшельник.
Звание почетного гражданина Лиозненского района обязывает, по словам Геннадия Борисовича, к культурно-просветительской деятельности. Ряд своих книг он подарил районной библиотеке. Презентация романа «Когда грустят деревья» прошла в районном культурно-оздоровительном центре. Недавно, рассказывая ученикам лиозненской СШ №1 о поэзии прошлого века, предложил им идею – дважды в год издавать самодеятельный журнал типа «Юного натуралиста», очень популярного когда-то среди советских школьников. А для начала дети разместят экологические призывы на берегу озера. Геннадий Борисович подобрал ряд ярких цитат.
– Надо как-то извлечь школьников из электронного концлагеря, поближе к природе и литературе. Умственное развитие дает только книга – это уже доказано и неоспоримо. Классика всегда современна, необходимо только открыть ее для себя. Если в раннем возрасте не приучен к ней, потом будет поздно, – убежден Геннадий Пациенко.
С высоты своего жизненного и творческого опыта писатель сокрушается, что сегодня в книжных магазинах из множества современных изданий можно купить два-три достойных, остальное, по его мнению, – низкопробный рыночный ширпотреб.
– Пишут, рифмуют и за свои деньги это издают. Поэт сам себе судья, утверждал Александр Пушкин, однако выработать в себе строгого критика удается далеко не каждому. А литературоведческая критика, которая, по словам Виссариона Белинского, тогда критика, если она передает «впечатлительность произведения», сегодня в дефиците. Вот настоящая литература и пребывает на обочине, надо признать это, – считает Геннадий Борисович.
Бывших писателей не бывает, они не уходят на пенсию по возрасту. О своих литературных итогах и планах Геннадий Пациенко говорит так:
– В какой-то степени удалось постичь природу творчества. А в связи с планами напомню популярный каламбур времен моей учебы в Литинституте: «Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы». В 80-летнем возрасте сложно загадывать наперед. В московском издательстве «У Никитских ворот» от меня ждут в ноябре рукописи литературоведческих материалов. В том числе будет и статья о Михаиле Шолохове, которая печаталась года полтора назад в журнале «Белая вежа». Поработать есть над чем. А там – посмотрим.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.