Герман Алексеевич и Ольга Николаевна Артемьевы из Витебска часто всматриваются в небо. На околоземной орбите, на Международной космической станции сейчас находится их сын, космонавт Роскосмоса, Герой России Олег Артемьев.
Очередная космическая экспедиция, которую он возглавляет, стартовала 21 марта, и продлится почти полгода. Это уже второй полет Олега Артемьева, чьи родители с 1992 года живут в областном центре. Несмотря на 73-летний возраст, в этот раз его отец лично проводил сына в космический полет. Корреспондент «ВВ» встретился с родителями космонавта, чтобы больше узнать о «космической одиссее» их прославленного сына.
Успевал все
Олег Артемьев 538-й землянин, побывавший в космическом пространстве. 118-й – среди выходцев из СССР и России. Уникальный человек, вошедший в историю. Но при этом скромный, тактичный, открытый и очень интересный.
Именно таким мне запомнился Олег, когда в 2014 году, после первого космического полета, приезжал к родителям в Витебск, и мне повезло с ним пообщаться. Недаром говорят: все – из семьи. Герман Алексеевич и Ольга Николаевна вместе полвека. Отец – подполковник в отставке, которого в советские годы служба побросала по различным уголкам большой страны. Мама – инженер-технолог, всю жизнь отработала на производстве.
«К первому полету готовился 11 лет…»
Олег Артемьев родился в 1970 году в Риге, но когда ему было полтора года, отца направили служить в Ленинск (сейчас Байконур), где он и закончил школу. Его родители не очень хотят общаться с журналистами – ведь миссия сына еще далека от завершения. Волнуются.
– Конечно, гордимся сыном, – делится Герман Алексеевич. – Но путь в космос слишком длинный. Можно ведь всю жизнь готовиться, и не полететь. А у Олега получилась дважды. Но к первому полету готовился 11 лет! Он с детства у нас такой – трудолюбивый, терпеливый, увлеченный, все схватывает на лету.
Особых секретов в воспитании космонавта, по словам родителей Артемьева, нет. Несмотря на то, что отец был военным, Олега не держали в ежовых рукавицах: наказывали мало и только за дело, уроки проверяли нечасто, давали самостоятельно выбирать занятия в свободное время.
В детстве занимался музыкой и спортом, плаванием и борьбой, мечтал стать моряком
В школе будущий космонавт занимался музыкой и спортом, плаванием и борьбой, собирал модели самолетов и вертолетов. Мечтал стать моряком и путешественником. Был даже записан в клуб юных моряков, где увлекся подводным плаванием. Во время учебы в Таллинском политехникуме занимался и парашютным спортом.
– Нам повезло с детьми (у Олега Артемьева есть сестра Татьяна, которая живет в Витебске – Авт.), – говорит Ольга Николаевна. – Олег отлично учился, успевал сделать большинство уроков в школе, чтобы потом дольше позаниматься в секциях. На курение или что-то такое у него времени не было. Не хулиганил. Только однажды дома так сильно занимался спортом, что люстру разбил (смеется – Авт.). В детстве был очень любознательным и задавал много вопросов, на которые мы всегда старались найти ответы. Спорт закалил здоровье. Ну а мечта о космосе, наверное, у него была с самого детства. Ведь мы жили на Байконуре. Там атмосфера такая.
– Чтобы вырастить хорошего человека, нужно не ругать ребенка, а объяснять, – добавляет Герман Алексеевич. – Мы всегда были в курсе дел наших детей, помогали им советами, поддерживали.
К слову, сестра Олега Артемьева – Татьяна – юрист по образованию, работает инспектором по кадрам и растит двух детей. 15-летний племянник космонавта Николай учится в девятом классе средней школы №27 и очень увлекается астрономией и космонавтикой.
В прошлом году он стал одним из победителей международного конкурса художественных и научно-технических проектов Роскосмоса «Звездная эстафета», финал которого проходил в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В качестве приза парень побывал в «космическом» ЦУП и получил путевку на аэрокосмическую смену во Всероссийский детский центр «Орленок».
Отцовское благословение
Накануне второго полета Олега, родители встретились с ним в Подмосковье – в Королеве, где он живет с семьей. Заодно повидались с пятимесячной внучкой Анфисой. Но на Байконур вместе с космонавтом отправились Герман Алексеевич, его невестка Анна и 7-летний внук Савелий.
На легендарном космодроме собрались многие родственники астронавтов (вместе с Артемьевым на МКС летели два американца).
– Три дня, что там были, не было ни минуты покоя, – вспоминает Герман Алексеевич. – Думал, с сыном даже не пообщаюсь, но виделись часто, говорили. Он уже не волновался, как в первый раз. Сказывался опыт. Было много официальных приемов, общения с журналистами, родственниками, посещали музей космонавтики, наблюдали за вывозом ракеты на стартовую площадку.
Самый волнительный день, по словам отца космонавта, за день до старта
На прощальном приеме собрались самые близкие люди, которые сказали астронавтам слова напутствия. Каждый тост сопровождался троекратным «Ура!». Традиция. Вообще их у космонавтов немало. Перед стартом сажают «именные» деревья на Алее космонавтов и обязательно смотрят фильм «Белое солнце пустыни».
– Прощаясь, я много не говорил, – вспоминает Герман Алексеевич. – Дал отеческое благословение, пожелал удачи.
За несколько часов до старта, который был назначен на вечер, родственников членов экипажа привезли на смотровую площадку – в полуторах километрах от ракетоносителя. Они увидели последние приготовления – облачение в скафандры, проверку. Перекинулись парой слов через стекло с помощью микрофона. Космонавтов благословил священник.
– Когда они заняли свои места, еще несколько часов шла проверка всех систем, а затем начался обратный отсчет, – рассказывает Герман Алексеевич. – Потом земля задрожала! Пламя из двигателей ночь превратило в день. И медленно, медленно ракета пошла вверх, а потом под углом, чтобы вращение земли помогало преодолевать силу тяжести.
Первая ступень отделилась в течение 50 секунд, а через девять минут капсула с космонавтами уже была на орбите. Это самое волнительное при старте, ведь чаще всего в это время происходят аварийные ситуации.
Все прошло успешно, но космонавты еще двое суток до стыковки с МКС находились в капсуле. Стыковку провожающие наблюдают уже в Королеве – в ЦУП, но я туда не поехал – простудился. Голос сына услышал через два дня после старта, в Москве. Олег мне позвонил на мобильник и сказал: «Папа, у меня все хорошо. Я на МКС. Все, что привез, раскладываю по полочкам».
Театр, шопинг и шашлык
Олег Артемьев нашел минутку, чтобы поздравить по мобильному телефону сестру Татьяну с Пасхой.
Услышать из космоса «Христос Воскресе!» дорого стоит
– Услышать из космоса «Христос Воскресе!» дорого стоит, - поделилась она своими эмоциями. – У Олега как всегда все хорошо, скучает».
На память о доме космонавт взял лишь семейные фотографии и письма, которые ему еще перед стартом написали родные. Новые – он недавно получил с грузовым кораблем. Больше на МКС не провести – вес личных вещей космонавта ограничен одним килограммом.
«После полета, надеемся, увидеть сына в Витебске»
– Олег там сейчас очень занят, - говорит Герман Алексеевич. – Но раз в месяц обычно звонит – прямо на мобильный телефон. Связь очень хорошая – через ЦУП. Он всегда расспрашивает как наши дела, а про себя говорит лишь, что все в порядке. Общение с МКС недолгое – не более 5 минут. Жена выходит с ним на связь чаще – в ЦУПе постоянно проходят телемосты. После полета, надеемся, увидеть сына в Витебске. Он всегда старается приехать.
У родителей космонавт бывает не чаще раза в год, но его приезды – событие городского масштаба. Особенно после экспедиций на МКС. В 2014-м, после первого полета, он встречался со студентами ВГУ имени П. Машерова, посещал астрономический кружок Новкинской школы. Подарил бортовой журнал экспедиции и даже один из девяти двигателей, которые обеспечивают мягкую посадку при приземлении. Теперь в школе создают музей космонавтики.
Витебск Олегу очень нравится
В домашнем кругу, по словам мамы Ольги Николаевны, космонавт не привередлив в быту и в питании. Во времена меньшей занятости даже помогал родителям в дачных делах, возводил пристройку.
– Сейчас он бывает у нас всего два-три дня, – говорит Ольга Николаевна. – Может почитать книгу или просто пройтись по городу. Витебск Олегу очень нравится. Стараемся семьей сходить в театр, сделать шашлык, который он любит, пройтись по магазинам. Балуем его рыбной выпечкой, молочной продукцией белорусского производства – семье Олега она по душе.
В прошлый приезд сын купил льняной костюм Оршанского льнокомбината. Он его одевал когда, ему присвоили звание почетного гражданина Байконура.
– Мы уже привыкли к тому, что наш сын космонавт, – добавляет Герман Алексеевич. – Он уже не принадлежит себе, он человек Земли. Профессия это тяжелая и не слишком оплачиваемая, но в нее идут не ради денег, а за идею.