«Всё можно пережить, если подобрать нужную песню» – так высказался руководитель поставского народного вокально-инструментального ансамбля «Скифы» Виктор Веретельников, когда описывал чувства, вызванные отменой в мае 2020 года из-за пандемии коронавируса юбилейного концерта коллектива. Что ж, если не получилось отметить 45-летие на сценической площадке, то отпразднуем 46-летие на страницах «Витебских вестей». Тем более, как говорится, есть и повод, и собеседник прекрасный.
– Виктор, с чего начался ваш путь в музыку?
– Я начинал еще в техникуме в возрасте 15 лет. В то время уже играл на взрослых танцах с товарищами постарше. Затем два года играл в армейском коллективе. В 1975 году, когда мне было 20 лет, создал свою группу, куда входили три гитариста, барабанщик, клавишница и вокалисты.
– Кто был в первом составе ВИА «Скифы»?
– Моя супруга Мария Евгеньевна, профессиональная вокалистка, за плечами которой Гомельское музыкально-педагогическое училище по классу вокала. К слову сказать, в первом составе все музыканты были либо профессионалами, либо людьми, ранее причастными к музыке. В нашем исполнении звучали популярные песни известных коллективов. На моем и вокале Марии строился весь репертуар.
– А когда ВИА стал народным?
– В 2008 году, после очередного успешного концерта в районном Доме культуры.
Сегодня я с ностальгией вспоминаю те времена, когда вокально-инструментальный жанр процветал. В каждой школе, в каждом ПТУ, на предприятиях имелось по два-три коллектива – это считалось совершенно нормальным явлением. Сегодня живая музыка – анахронизм.
– Однако «Скифы» востребованы, концерты группы ожидаемы. К слову сказать, в студии занимается и молодежь, которая с удовольствием осваивает музыкальную грамоту под вашим руководством.
– Мне нравится работать с детьми. С ними просто: ис-
кренность за искренность, доброжелательность за доброжелательность. Несколько месяцев учимся играть, выступать, следующий этап – показываем свои навыки и умения зрителям-сверстникам. После концерта дети идут с гордо поднятой головой по актовому залу школы…
– Сколько самодеятельных музыкантов вышло из стен студии, скольких вы воспитали на своем примере?
– Очень много! Есть такие ребята, о которых я без устали могу говорить. Саша Унтон, например. Был первым во всем: в учебе, шахматах, карате, музыке. Занимался у меня, играл на разных инструментах, стал звукорежиссером. Встречаю маму Саши, интересуюсь судьбой воспитанника. «Ой, – говорит, – дома бывает редко, гастролирует с разными коллективами». Искренне рад за него и горжусь им.
Много талантливой молодежи видела студия. Дети 1970 – 90-х стали взрослыми и с теплотой вспоминают свое юношеское увлечение.
– Виктор, в общении с коллегами из группы «Скифы» вы такой же толерантный?
– Не совсем. Во взрослом коллективе среди состоявшихся музыкантов я не ищу одобрения и поощрения, подтверждения своим словам. Многие считают мой стиль руководства авторитарным и бескомпромиссным, а меня – колючим и непримиримым, но я уверен, что, общаясь именно таким образом, можно избежать хаоса и в творческом процессе, и в отношениях между музыкантами. Группа «Скифы» – коллектив самодеятельный, где творчески настроенные люди занимаются не ради куска хлеба и длинного рубля, а для того же, как и у детей, самоутверждения, реализации творческого потенциала. Взрослые люди со своим видением, со своим жизненным «прицелом» дважды в неделю собираются вместе в студии для того, чтобы воссоздать, именно воссоздать, музыкальный продукт, а затем представить его на суд зрителей, которые приходят на концерты за зарядом положительной энергетики, чтобы на время уйти от забот и проблем, отдохнуть.
– Позволю себе не согласиться с вами в плане авторитарности. Думаю, что она оправдана.
– Я стараюсь, чтобы каждый из участников коллектива, претендуя на свой кусок пирога, его получил. Если вижу, что в процессе общения сказанное мною огорчило человека, избавило его от чего-то хорошего, понимаю, что появился повод для работы над собой. Каждого из коллег уважаю, берегу. Повторюсь, что 46 лет – длительный промежуток времени. Людям свойственно в процессе жизнедеятельности мигрировать, менять свои пристрастия. Моя память сохранила 134 музыканта в составе группы «Скифы» в разные периоды времени. Многих уже, к сожалению, нет среди нас. Посадите мысленно такое количество людей в пустой зал, и вы поймете, как это много, а если учесть, что каждый из них амбициозен, умен, обладает нереализованным творческим потенциалом, еще и сложно.
– Виктор, откройте секрет, где ваш источник вдохновения? Кто для вас непревзойденный авторитет?
– Безусловно, Владимир Мулявин. Дважды посчастливилось вести с ним диалог. Безупречный в плане творчества человек, я бы даже сказал, великий. Для меня Мулявин – референтная личность. Если рассматривать молодежный крен – да, талантливые, уникальные. Виктор Цой, например. С уважением отношусь к его творчеству, мне импонирует его стиль поэзии «на нерве», пульсирующий, на антагонизме, но не могу его впустить к себе в музыкальные закрома в полной мере, как это делаю с Мулявиным и Ленноном – музыкантами, на которых могу себя частично ориентировать, хотя не считаю себя виртуозным музыкантом, никогда не считал.
– Чего ждете от будущего?
– Я фанатично влюблен в дело, которым занимаюсь. Хочется верить, что нынешний летний сезон порадует и зрителей, и нас, участников группы «Скифы», обилием встреч в концертных залах и на open air. Всем желаю здоровья, добра, мира и процветания!
Юлия ДИСЬКО, Поставы. Фото из архива ВИА «Скифы».