Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Скорость, дальние поездки и огромная машина в подчинении у человека — все это о профессии машиниста тепловоза. Она окутана ореолом романтики. Именно машинист тепловоза — одна из самых главных профессий на железнодорожном транспорте, ведь он управляет локомотивом.
Какими качествами должен обладать машинист? Он должен быть дисциплинированным и пунктуальным, с повышенным чувством ответственности, стрессоустойчивым, с отличным здоровьем, постоянно повышать профессиональный уровень, действовать в строгом соответствии с многочисленными инструкциями, уметь мгновенно оценивать обстановку, принимать ответственные решения, и, конечно, культурно общаться с пассажирами и поездными бригадами.
– И всеми этими качествами обладает Максим Писляк, отработав 12 лет машинистом, 10 из которых – на дизель-поезде, – говорит машинист-инструктор колонны локомотивных бригад, обслуживающей поезда региональных и межрегиональных линий, Николай Халимоненко. – Максим один из первых, кто освоил новый дизель-поезд ДП6, которым осуществляются перевозки пассажиров по маршрутам межрегиональных линий бизнес-класса Минск – Витебск. Конструкционная скорость движения поезда – 140 км/ч.
По словам Максима Михайловича, машинист должен не только уметь управлять локомотивом, но и проводить определенные инженерные работы: прием и обслуживание поезда, проверку на наличие неисправностей в процессе эксплуатации. Если он упустит из виду какую-то мелочь, это может обернуться большой проблемой, ведь непредвиденная остановка в пути следования влечет за собой сбой в графике движения не только своего, но и других поездов. При движении поезда локомотивная бригада в составе машиниста и его помощника обязаны следить за знаками и сигналами на железнодорожном пути, контролировать показания пульта управления, который указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава, либо сигнализирует об отказе какого-либо узла или системы, подавать установленные звуковые сигналы, нести ответственность за безопасность движения поезда. На рабочем месте, в кабине управления, имеется бортовой журнал, в который вносится история ремонта, технического обслуживания, экипировки и эксплуатации этого локомотива. В кабине, помимо органов управления и приборов, на пульте управления установлена радиостанция. Именно по ней машинисты осуществляют переговоры между собой, с дежурными по станции, поездным диспетчером, начальником поезда. По сотовому машинисту разговаривать запрещено.
– Вообще, это настоящая мужская работа, напряженная и ответственная, профессия, которая требует физической силы, абсолютного здоровья и стрессоустойчивости, – говорит Максим Писляк. – Во время движения для обеспечения графика движения и безопасного ведения поезда необходима большая концентрация внимания.
Рабочая смена может длиться 12 часов. Следующая – не раньше, чем через 16 часов. Работа на пассажирских поездах организована строго по графику, выдаваемому в начале месяца, в котором расписаны все поездки и выходные.
Если ты находишься при исполнении 12 часовую смену, то все это время должен бодрствовать. Сон в локомотиве запрещен. Здесь даже нет спальных мест, что не скажешь, например, о седельных тягачах дальнобойщиков. Если рабочее время оканчивается в другом населенном пункте, то отдыхают машинисты тепловоза и их помощники в домах отдыха для локомотивных бригад.
– Есть общие рекомендации, помогающие справиться со сном и усталостью, – делится наш герой, – выпить крепкого чаю или кофе, открыть окно, чтобы обеспечить приток свежего воздуха в кабину, управлять какое-то время стоя, а не сидя в кресле.
Романтика железных дорог – понятие тоже относительное и сугубо индивидуальное. Кто-то считает эту работу одной из самых грязных, а кто-то радуется возможности увидеть множество новых мест.
– Видеть из кабины локомотива недоступные даже пассажирам, не говоря уже о людях сугубо офисных профессий, потрясающие панорамные пейзажи, особенно на контрастных закатах и туманно-призрачных рассветах, – это одна из причин, по которой люблю свою работу, – подытожил Максим Писляк.
Фото Ирины ХАСАНОВОЙ.