На Витебщине официально числятся 148 объектов агроэкотуризма. Столько субъектов хозяйствования прошло перерегистрацию. Это в три раза меньше, чем было на начало года. Как обстоят дела с сельским туризмом в Витебской области? В этом вопросе разбиралась корреспондент «ВВ».
Ревизия назрела
Витебщина, как никакой другой регион, славится богатством озер и рек, которых насчитывается более двух тысяч. Природа здесь уникальная, водоемы чистейшие, история богатейшая. Всё это способствовало развитию агроэкотуризма в синеоком регионе, где на начало года насчитывалось 466 агроэкоусадеб. Помогали и налоговые послабления. С 2006 года, как стал действовать Указ
№ 372, за такую деятельность владельцы усадеб уплачивали одну базовую величину в год, с 2022 года – ежемесячно. Привлекаемые налоговыми льготами, объекты росли, как грибы после дождя. Это привело к тому, что в разряд агроэкоусадеб с самобытным белорусским колоритом и тихим отдыхом «затесались» другие объекты загородной недвижимости, которые сдавались посуточно для свадеб и разных торжеств. При этом от больших доходов в бюджет поступали крохи. Дискредитировалась сама идея агроэкотуризма, которая не имела ничего общего с оказанием гостиничных, банных и ресторанных услуг.
До первого июля текущего года все субъекты хозяйствования, занимающиеся агроэкотуризмом согласно новому Указу № 351 «О развитии агроэкотуризма» должны были пройти перерегистрацию.
– Сомнений нет, что в этом плане нужна была ревизия, – поясняет главный специалист сектора туризма и физкультурно-оздоровительной работы управления спорта и туризма облисполкома Ольга Фёдорова. – Дошло до того, что любая хатенка на селе вблизи озер становилась так называемым объектом агроэкотуризма, где не соблюдались элементарные санитарные, пожарные и другие нормы. Идея о том, чтобы пропагандировать сельский уклад жизни, самобытность традиций и национальный колорит, уходила на последний план. На первом было желание владельцев таких объектов как можно больше получить дохода. Любым путем, предоставляя гостиничные, банные и другие услуги, что зачастую шло в разрез с элементарными нормами безопасности. Немало возникало вопросов у соседей, живущих рядом с агроэкоусадьбой, где собирались шумные компании.
– Как сейчас можно открыть агроэкоусадьбу? Что нужно учитывать?
– До вступления в силу нового указа, чтобы открыть такой объект, предполагаемому владельцу достаточно было написать уведомление в райисполком и уплачивать налог в размере одной базовой величины в месяц. Теперь агроэкоусадьба, прежде чем принимать гостей, должна предоставить пакет документов и получить разрешение райисполкома на осуществление деятельности. Созданная комиссия рассматривает каждое заявление, предварительно выезжая на объект, чтобы проверить его на соответствие принятым правилам. Новый указ обязал владельцев агроусадеб соблюдать определенный перечень требований, в том числе санитарной, противопожарной и экологической безопасности, а еще – оказывать определенные дополнительные услуги.
– Давайте разберемся, по каким критериям проходила сортировка усадеб, которые не соответствовали новым требованиям? Что в итоге получилось?
– На начало года в нашей области насчитывалось 466 субъектов хозяйствования, занимающихся агроэкотуризмом. Из них 207 владельцев усадеб подали заявки на перерегистрацию, и только 148 получили одобрение комиссий. В 37 случаях владельцам отказано в ведении бизнеса в сфере агроэкотуризма. Семь заявок находятся в стадии повторного рассмотрения.
Что касается новых подходов, в указе четко определены критерии агроэкоусадьбы. Прежде всего должны быть земельный участок и жилой дом, поскольку это завязано на проживании граждан и осуществлении ими деятельности в сельской местности. Важно и то, что жилой дом может находиться на праве собственности у сельскохозяйственной организации или физического лица, либо членов его семьи. Владельцы усадеб могут вести личное подсобное хозяйство или производить и перерабатывать сельхозпродукцию и предлагать ее гостям. Жилых комнат предусматривается не более десяти. В указе оговорена и ответственность гостей и владельца усадьбы за нарушение общественного порядка.
– Какие услуги теперь могут предоставлять сельские усадьбы?
– Не менее двух видов из числа отмеченных в указе. Это прежде всего ознакомление туристов с уникальными местами региона, достопримечательностями и национальными традициями, предоставление жилых комнат для проживания, оказание услуг бань, саун, проведение презентаций, юбилеев, банкетов, мастер-классов, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, катание на животных, предоставление инвентаря для спорта и отдыха и др.
– Практически всё то, что и было. Тогда в чем вопрос?
– В том, что сейчас комиссии оценивают состояние агроэкоусадеб на соответствие их санитарным, противопожарным, экологическим требованиям и критериям, могут ли они предоставлять тот или иной вид качественных и безопасных услуг. Требования жесткие, но многие добросовестные субъекты хозяйствования прошли перерегистрацию и продолжают работать.
– А какова судьба тех, кто оказался «за бортом»?
– Субъектов агроэкотуризма в нашей области, действительно, почти втрое стало меньше. В том же Браславском районе на начало года усадеб насчитывалось 186, а прошли перерегистрацию всего пять. Они не разорились, а перешли в другую сферу оказания услуг, соответственно, и на другие условия налогообложения. Например, сдача жилья внаем. Есть примеры, когда бывшие так называемые агроэкоусадьбы в этом озерном крае только и оказывали этот вид услуг, не предоставляя гостям никаких других. При этом за аренду недвижимости в сутки брали с туристов по 250 долларов, а налог уплачивали всего одну базовую величину в месяц. Сейчас таким арендаторам придется вносить 10 % от полученной прибыли.
Ушел с арены, но не пропал
В Лепельском районе продлена деятельность 11 агроэкоусадеб из 18 стоящих на учете на начало года. В числе тех, кто оказался «за бортом», владелец бывшей агроэкоусадьбы в Большом Полсвиже Василий Шкиндер.
Всё об истории родного края и самобытной культуре предков можно узнать по редким старинным экземплярам утвари и предметам быта, которые собраны в этнографическом музее Василия Шкиндера в Большом Полсвиже. Их насчитывается более двух тысяч. Интереснейший музей и увлекательные истории хозяина о каждой находке привлекают сотни гостей из разных регионов Беларуси и дальнего зарубежья. До пандемии и санкций в усадьбе бывали туристы из Голландии, Германии, США. Некоторые специально приезжали за впечатлениями в Большой Полсвиж, где сам хозяин играет на старинной дуде-волынке, организует увлекательные экскурсии и народные обрядовые гуляния, как Купалье, женитьба Терешки и другие.
– А вот организовать достойное проживание гостям не смог, – отмечает Василий Шкиндер. – Хотя никто до этого не жаловался, например, на отсутствие стиральной машины в одном из двух домиков, где проживали туристы. Не мог я и накормить гостей, так как кроме кур другой живности в хозяйстве не держу. Этот недостаток компенсировали сельчане, которые предлагали туристам молочные продукты, яйца, овощи. Впрочем, приезжали туристы в усадьбу за впечатлениями, порыбачить на озерах, подышать свежим воздухом, пробежаться босиком по росистой траве. В наших краях этого всего в достатке.
Василия Шкиндера новичком в сельском бизнесе не назовешь. Но когда он ознакомился с новыми требованиями по ведению агроэкоусадеб, понял: перерегистрацию не пройдет, слишком серьезные требования со стороны санитарной и других служб, которые в силу объективных причин ему не выполнить.
– Но бросать свое достаточно раскрученное дело не хотел, – продолжил Василий Александрович. – Поэтому решил сдавать два домика внаем, плачу 10 % от прибыли. Пока всё устраивает. Хотя есть ностальгия по тому, что делал раньше. Впрочем, развлекать своих гостей и наполнять их жизнь новыми впечатлениями я буду по-прежнему.
Безболезненный процесс
Еще одна достаточно раскрученная агроэкоусадьба «Беседа» в Лепельском районе прошла процесс перерегистрации безболезненно.
– А иначе и быть не могло. В указе прописаны все те услуги, которые мы оказываем уже давно. Наша семья в числе первых стала заниматься агроэкотуризмом. За долгие годы накопили большой опыт в этом деле, – поделилась Антонина Шуневич, бывшая владелица «Беседы», а ныне активная помощница в бизнесе сына Артёма.
За это время Шуневичи обзавелись хорошей инфрастуктурой, оказывают услуги по апитерапии, что очень востребовано у отдыхающих, которые приезжают из Санкт-Петербурга, Смоленска, Москвы. Например, этим летом одна российская семья арендовала усадьбу на целое лето. Велосипеды, лодки, собственных два пирса на ближайшем озере, батут для детей, турники – всё это активно эксплуатируется отдыхающими. А при желании владельцы усадьбы могут их отвезти в ближайший лес за ягодами и грибами. Имеется огород, на котором выращиваются овощи. Помимо двух домиков для проживания есть еще летняя веранда, на которой гости могут готовить. По просьбе отдыхающих владельцы усадьбы могут организовать питание с «национальным колоритом» – картошка тушеная в чугунке, клецки с душами, драники и другие.
Однажды на День города в Лепеле сельские бизнесмены – сын с невесткой, дочка с зятем и Антонина Степановна с мужем – удивляли местных жителей домашними «прысмакамі», которые разметались сходу. Их поварские старания тогда окупились сполна. А это дополнительный доход в семейный бюджет.
– Не барствуем, но и не бедствуем, – сделала заключение Антонина Шуневич.