Впервые в Беларуси проведено комплексное исследование тенденций и проблем агроэкотуризма на примере деятельности владельцев агроусадеб Витебской области.
Исследование проводилось управлением спорта и туризма облисполкома совместно с Витебским региональным центром социально-экономических исследований ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь» при содействии Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.
На основе анкетирования и посещения усадеб группой экспертов был проведен комплексный анализ ситуации, итоги которого были представлены на днях на «круглом столе» в управлении спорта и туризма облисполкома. Младший научный сотрудник Витебского регионального центра социально-экономических исследований ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь» Наталья Бучнева подробно представила усредненный социальный портрет того, кто посвятил себя агроэкотуризму. Это мужчина 46 – 55 лет, являющийся либо служащим (специалистом) по основному виду деятельности, для которого агроэкотуризм – источник дополнительного дохода, либо пенсионером. Около 50% хозяев имеют высшее образование, в большинстве – не владеют иностранным языком, преимущественно проживают в сельской местности на собственной агроусадьбе.
Как отметила Наталья Бучнева, у каждой территории есть своя специфика. Так, в Браславском, Миорском и Ушачском районах агроэкотуризмом чаще всего занимаются женщины, а в Полоцком и Поставском – самые молодые хозяева усадеб. Старожилы агротуризма сосредоточены в Браславском и Россонском районах, а вот самые демократичные цены предлагают хозяева Шарковщинского и Россонского районов.
Чтобы успешно конкурировать на рынке услуг, субъекты агротуризма Витебщины проводят активную маркетинговую деятельность. Почти 66% используют интернет-ресурсы, преимущественно социальные сети, сайты райисполкомов, лишь единицы имеют собственный информационный ресурс. Треть хозяев дает рекламу в СМИ и издает собственную печатную продукцию. На отзывы клиентов полагаются немногие.
Специальные знания о ведении турбизнеса имеют лишь 23% опрошенных, при этом почти 40% занимаются самообразованием, а четверть не планируют обучаться.
Владельцы агроусадеб предлагают своим гостям проживание, питание, баню, сауну и доступ в интернет. Лишь некоторые организуют экскурсии, обучение какому-либо ремеслу, проводят национальные обряды, знакомят с белорусскими традициями.
Исследование также выявило и среднестатистический портрет агроэкотуриста. Чаще всего это люди в возрасте от 26 до 45 лет: семьи с детьми, рыбаки, охотники. Агроусадьбы Витебщины пользуются спросом у минчан (более 65% гостей), россиян, жителей Витебска, а также представителей Латвии, Германии, Украины и Польши.
Действующее законодательство в сфере агроэкотуризма является благоприятным, что отмечает большинство респондентов. В то же время владельцы усадеб заинтересованы в льготах и иных формах господдержки, поскольку отмечают некоторое сокращение спроса на свои услуги и высокую конкуренцию.
Примечательно, что владельцы агроусадеб главной целью своей деятельности считают не получение личного дохода, а необходимость познакомить с красотой белорусской природы, предотвратить опустение малых населенных пунктов, повысить уровень доходов местного населения и продвигать бренд своего района.
– Этот анализ позволил нам сформировать представление о разных сторонах деятельности агроэкотуризма региона, а также показал, куда развиваться дальше, где есть точки роста, – отметила заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Дарья Мацкевич.
Фото Антона Степанищева