Тромбоз - одно из частых последствий COVID-19, оно отмечается примерно у каждого третьего переболевшего "короной", рассказывает БелТА. Поэтому нередко в протокол лечения таких пациентов включают антикоагулянты. Как их правильно принимать и что делать для уменьшения риска возникновения тромбофлебита? Рекомендации дают медики.
Кому грозит тромбоз?
- Тромбообразование - это защитный механизм, - вводит в курс дела президент Национальной ассоциацией по тромбозам и гемостазу профессор Евгений Ройтман. - В большинстве случаев он должен защитить нас от кровотечения, например, при травме. Однако при ряде патологических условий этот механизм срабатывает не там и не тогда, когда нужно - и это становится катастрофой. Если тромб перекрывает просвет сосуда, замедляется или останавливается кровоток, ткани организма не получают кислорода и питательных веществ, начинается их омертвение. Еще более острая ситуация возникает, когда тромб отрывается от стенки сосуда и с кровотоком попадает в сердце, легкое, мозг. Это может привести к инфаркту миокарда, почек, легких, инсульту, тромбоэмболии легочной артерии, тромбозу вен ног и даже к смерти. Как выяснилось, при COVID-19 могут возникать микротромбозы, которые приводят к недостаточности одного или нескольких органов.
Дело в том, что одна из благоприятных сред для размножения вируса SARS-CoV-2, - это эндотелий, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, которая контактирует с кровью. В норме они очень эластичны и кровь движется по ним беспрепятственно. Когда клетки эндотелия поражает вирус, внутренняя оболочка сосудов теряет свою эластичность, затрудняя ток крови. При этом человек даже не почувствует, что у него развивается тромб.
Одно из самых важных условий борьбы с тромбозом - модификация рисков. В зоне их действия - пациенты с онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, перенесшие хирургические вмешательства. Среди способов предотвращения рисков ключевым остается медикаментозная терапия.
- Есть несколько групп препаратов-антикоагулянтов, это большая линейка, и врач всегда стоит перед выбором, что именно назначить конкретному больному. Важно следовать клиническим рекомендациям и при этом учитывать индивидуальные особенности конкретного пациента - его анамнез, возраст, сопутствующие заболевания, - отметила главный внештатный специалист Минздрава России по клинической лабораторной диагностике, завкафедрой лабораторной медицины и генетики НМИЦ им. Алмазова Минздрава России, профессор Татьяна Вавилова.
Исключаем факторы риска
Препараты, входящие даже в одну фармакологическую группу, не заменяют друг друга и требуют осторожного применения. Даже безрецептурные лекарства, которые рекомендуют при риске тромбообразования (например, аспирин), нужно употреблять по назначению врача и под его контролем, в противном случае не исключены осложнения.
- Пациентам с язвой желудка советуем пройти гастроскопию прежде, чем назначать препарат, который может спровоцировать кровотечение. Но в клинических рекомендациях не предусмотрено выполнение гастроскопии всем больным. Между тем до 10-15% пациентов имеют язву желудка в скрытой форме, - отметил главный внештатный кардиолог Приволжского ФО, руководитель кардиологического направления Межрегионального клинико-диагностического центра Альберт Галявич.
Очень многое в успешной терапии зависит от пациента, подчеркивают медики. На такие факторы риска образования тромбоза, как курение, недостаток движения, нездоровое питание, избыточное потребление алкоголя, ожирение, стресс, человек может повлиять только сам. Например, ведущий сотрудник московского Научного центра неврологии, профессор Алла Шабалина считает курение одним из ключевых факторов риска, который можно полностью исключить.
- Мы провели исследование, выясняя, как сигареты влияют на процесс гемостаза. У тех, кто их выкуривает по 20 и более в день, показатели намного хуже по сравнению с умеренно курящими. У них повышена вязкость крови, увеличена агрегация тромбоцитов, то есть риск тромбоза и цереброваскулярной патологии, в том числе острого инсульта, значительно выше, - рассказала Алла Шабалина.
Евгений Ройтман отмечает: тренд на снижение числа курильщиков приостановился. Кто мог и хотел бросить курить, это сделали, но люди со стойкой зависимостью продолжают. И таких немало.
- Продукты горения табака в первую очередь проходятся тяжелым танком по эндотелию сосудов, способствуют гиперкоагуляции, не говоря уже о канцерогенном эффекте, - отметил Евгений Ройтман. - Когда пациент не может сразу бросить сигареты, есть смысл обсудить альтернативную модель снижения вреда от курения.
К важным факторам риска возникновения тромбоза также относится малоподвижный образ жизни. Триггером могут выступить, например, долгие переезды и перелеты. В зоне риска - летчики, дальнобойщики и офисные работники. Хотя меры защиты тут самые простые - пить достаточное количество обычной воды и регулярно разминаться. Даже использование компрессионного трикотажа не только при реабилитации после хирургической операции, но и, например, во время длительного перелета, заметно снижает риск возникновения тромба, отметил эксперт.
Фото БелТА.