Левый берег старого русла реки Одер, представляющий собой вытянутую гряду высоких холмов, вошел в историю Великой Отечественной войны благодаря кровопролитному сражению, которое развернулось здесь в середине апреля 1945 года. Для 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Георгия Жукова это был ключ к Берлину. А немцы рассматривали Зееловские высоты как последнюю возможность остановить победоносный вал Красной армии.
Глубокоэшелонированная оборона. Три линии фортеций. Минные поля по всему фронту. Береговой уклон в 30 – 40 градусов. Эсэсовские заградотряды, имевшие приказ расстреливать на месте всех, кто дрогнет и побежит. Такая диспозиция объясняет неизбежность больших потерь в рядах наступающих.
Николай Есипёнок сражался в составе 282-го полка 175-й стрелковой дивизии. Второму номеру пулеметного расчета неведомо общее число похоронок. Но пехоте легко было посчитать саму себя после каждой разведки боем или встречи с кинжальным огнем противника. Когда после штурма Зееловских высот часть Есипёнка отвели для пополнения, выяснилось, что из каждых семи красноармейцев, побывавших в страшной мясорубке, от смерти или увечья спасся лишь один.
Новополочанин вправе полагать, что в рубашке родился. Два легких ранения не в счет. Среди окопников не принято гордиться шрамами. Личные страдания меркнут перед подвигом однополчан, оставшихся на бескрайних полях сражений. В годы войны на них безраздельно хозяйничала смерть. Николай Яковлевич и тогда, в 45-м, и теперь,74 года спустя, считает, что его уберегла материнская молитва.
«Мама моя, Степанида Кузьминична, – стараясь побороть дрожь в голосе, говорит ветеран, – была очень набожной. Истово верила, жила по законам церкви. Пока я и братья, Иван с Геннадием, воевали, она в кровь истерла колени перед иконами. Просила у Бога защиты деткам своим. Раз вернулись – значит, дошли просьбы по назначению...»
Война для Николая Есипёнка закончилась на Эльбе. Ратный путь уроженца деревни Василевцы Полоцкого района отмечен орденами Славы и Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».
Все послевоенные годы нашего героя связаны с малой родиной. После учебы в Бобруйском автотранспортном техникуме он был принят в штат 125-го Рижского мостопоезда. В начале 60-х строил переправу через Западную Двину, которая соединила Новополоцк с правобережьем реки. Заведовал транспортом в Полоцких электросетях, работал начальником гаража Новополоцкой ТЭЦ.
Фото Дениса Лещика