Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью американскому журналу Time рассказал о том, какое содействие оказывается России и Украине при осуществлении обменов, передает корреспондент БЕЛТА.
Ряд вопросов главе государства во время беседы касался темы начала специальной военной операции России в Украине и событий февраля 2022 года, хотя об этом Президент высказывался ранее, и не один раз. Александр Лукашенко рассказал, что в феврале 2022 года на территории Беларуси проходили совместные с Россией масштабные военные учения. "Учения закончились (они проходили на юге, на полигонах брестском и барановичском). Начали выводить (российские. - Прим. БЕЛТА) войска. Гомель, по югу (Беларуси. - Прим. БЕЛТА). Где-то самолетом, но в основном по железной дороге. Это прямо практически на границе с Украиной. В какой-то момент повернули на юг - направо, - отметил он. - И зашли в Украину во время этого вывода".
"А войска были Восточного округа - с востока России. Я говорю: "Почему войска России через Киев пошли на восток России, почему Путин выводил их через Киев в Россию - это к Зеленскому вопрос и к Путину", - сказал белорусский лидер.
Глава государства пояснил, что при планировании таких серьезных военных операций число осведомленных людей минимально, и он не был среди них. "Если начинается операция какая-то, это знает несколько человек в Генеральном штабе: когда, какими силами. Да, может разрабатываться план заранее. И он разрабатывается заранее. Но момент этот знают только они, - заметил Президент. - Никто, кроме нескольких человек, не мог быть посвящен в эти планы. Поэтому я в плане того, что меня не проинформировали там и прочее, спокойно к этому отнесся. Тем более это же не совместная операция. Если бы генеральные штабы прорабатывали совместно какую-то операцию - другое дело".
Александр Лукашенко обратил внимание, что в феврале 2022 года, еще до начала СВО, серьезно обострилась ситуация в Донбассе, из-за чего со стороны России даже была организована эвакуация гражданского населения на автобусах. И Президент Беларуси, находясь в это время с визитом в России и общаясь с Президентом Владимиром Путиным, был в курсе того, что происходило. Как рассказал Президент Беларуси, у Владимира Путина тогда были опасения по поводу агрессивных действий Запада. "Почему-то он опасался, что с Запада может быть нанесен удар в спину ему. Он же об этом не говорил (о планах начать СВО. - Прим. БЕЛТА). Но говорит: вот, если вдруг в Украине, Донбасс там и прочее, - они могут нанести удар в спину. Я говорю: за это можешь не переживать, это моя зона ответственности, русским в спину я стрелять не позволю. И я это публично говорил, откровенно", - напомнил Александр Лукашенко.
По его словам, тогда не было предчувствия, что все это выльется в настолько серьезное противостояние. Хотя американцы заранее информировали Украину о том, что может произойти в феврале 2022 года. "Украинцев они в деталях в течение недели, я это помню, предупреждали. А они не верили или верили немножко. Мы не верили вообще", - сказал Президент.
Общеизвестно, что с самого начала конфликта позиция Беларуси и ее лидера по этому поводу оставалась неизменной - нужно садиться за стол переговоров и находить мирные способы урегулирования. Со своей стороны Беларусь прилагала все усилия, чтобы это произошло, и продолжает настаивать на возвращении к диалогу. К большому сожалению, горячая фаза конфликта пока продолжается. Но даже в такой ситуации противоборствующие стороны сохраняют каналы для общения.
"Естественно, ведутся определенные переговоры. Уверен, что с одной и другой стороны - это спецслужбы. И подключаются военные, гражданские… Депутаты подключались, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка и так далее, - сказал Президент. - Технические переговоры в этом плане идут на территории Беларуси, под моим контролем. Все-таки мне близки украинцы, близки россияне. Это родные люди. Я хочу, чтобы здесь было все в порядке. И там, где они не могут встречаться друг с другом, между ними работают белорусы".
В этой части глава государства рассказал о роли белорусской стороны при осуществлении обмена телами погибших между Россией и Украиной. Поскольку обмен был масштабный, украинская сторона обратилась с просьбой организовать его через Беларусь по железной дороге, которую ранее они же сами взорвали, опасаясь каких-либо угроз. "Я говорю: хорошо, мы готовы по железной дороге, пусть восстанавливают. Они восстановили железную дорогу взорванную. Но условие поставили: только белорусы. Состав везут в Украину и из Украины в Беларусь, а потом - в Россию, куда угодно", - рассказал Александр Лукашенко.