Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Экономика

Ассортимент и цены под контролем. Корреспонденты «ВВ» промониторили продуктовые магазины в Витебске

В последнее время в соцсетях много пишут об ажиотажном спросе на некоторые продукты. Мол, люди запасаются сахаром, солью, гречкой, подсолнечным маслом, опасаясь, что все это исчезнет с прилавков или резко подорожает. Сообщают и о том, что с открытием наземной границы с Россией, в Беларусь ринулись соседи, чтобы закупиться в наших магазинах.

Откуда идет такая информация, никто доподлинно не знает. Ответ можно найти в строках известной песенки: «Ходят слухи тут и там…», и кто-то их разносит по умам.

Чтобы выяснить реальную ситуацию, мы прошлись по торговым точкам основных сетей. В «Евроопте» на прилавках обнаружили муку нескольких производителей, в частности полоцкую, климовичскую, «Макфа», «Печенов», «Уладар», длинные стеллажи с подсолнечным маслом и сахаром. Уставлен зал лотками с овощами и фруктами, как отечественными, так и заморскими.

Продуктовые полки «Весты» тоже заполнены. Как рассказали продавцы, в наличии четыре вида муки по 2 кг и пять – по 1 кг. Можно купить и гороховую, из льна, для оладьей. Если ассортимент уменьшается, его довозят со склада.

Не сократил ассортимент основных товаров и «Гиппо». В продуктовой корзине магазина в достатке круп,  молочных продуктов, овощей. Не увидели мы продавцов с тележками, наполненными пакетами с мукой и сахаром, ни в Green, расположенном в густонаселенном микрорайоне Витебска, ни в гипермаркете «Корона», находящемся на оживленной трассе.

Одним словом, мы лично удостоверились, что витебские магазины полностью удовлетворяют спрос.

Компетентно

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) заявили, что в стране более чем достаточно производится собственного молока, мяса, растительного масла, яиц, сахара, овощей и зерна. Красноречивее всего об этом свидетельствуют цифры. Так, уровень самообеспечения мясом составляет 135%, яйцом – 126%, сахаром – 176%, картофелем – 100%, овощами (морковью, капустой, луком и свеклой) – 102%, зерном – 108%, растительным маслом – 232%, молоком – 256%. На сегодняшний день доля продуктов питания белорусского производства в магазинах выросла и составляет около 77%.

На производство товаров текущая геополитическая обстановка вокруг Беларуси не повлияла, комбинаты и фаб-рики работают в обычном режиме. Кроме того, учитывая возможные стихийные всплески покупательского спроса на отдельные товары, у производителей и импортеров созданы неснижаемые страховые запасы товаров длительного хранения для гарантированного обеспечения поставки продукции в торговую сеть республики.

Запасы стабилизационных фондов овощей, ежегодно создаваемых в рес-публике, позволяют обеспечить потребительский рынок с ноября по май свежими картофелем, морковью, капустой, свеклой, луком репчатым и яблоками.

Как поясняют в МАРТ, ситуация на потребительском рынке находится на ежедневном контроле. Если в магазинах не хватает какого-либо товара, вопрос не в том, что возник дефицит, а в том, что появились проблемы с логистикой. То есть из-за увеличения спроса не везде успевают доставлять дополнительные партии.

А что с ценами?

Что касается увеличения цен, МАРТ напомнил, что уже больше года в Беларуси регулируются цены на социально значимые товары – хлеб, молочную продукцию, макаронные изделия, некоторые виды колбас и овощей (всего 29 позиций). То есть производители, поставщики и торговля не могут повышать стоимость этих товаров более чем на 0,2% ежемесячно. МАРТ намерен и дальше регулировать цены на социально значимые товары.

На сахар, который тоже входит в регулируемый список, в начале марта согласовано повышение цен, не превышающее 6% по отношению к ценам на 31 декабря 2021 года. Такая мера введена, как пояснили в пресс-службе МАРТ, Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики в целях обеспечения внутреннего рынка и эффективной работы организаций сахарной отрасли. Указанное повышение цен может быть осуществлено в течение 60 дней с даты принятия решения.

Как сообщается на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, в феврале нынешнего года годовой прирост потребительских цен составил 9,99%. На таком уровне инфляция сохраняется девятый месяц подряд (с июня 2021-го). По отношению к предыдущему месяцу инфляция составила 1,6 процента, к декабрю прошлого года  – 3,1%.

Если посмотреть в динамике, то видно, что в нынешних январе – феврале инфляция складывается на уровне аналогичных месяцев предыдущих лет.

Мясо и мясопродукты за 12 месяцев подорожали на 15,9%, молоко и молочные продукты – 7,1%. В феврале выросли цены на товары критического импорта: рыбу и рыбопродукты, фрукты и овощи, синтетические моющие средства, товары бытовой химии и другие.

Негативное влияние внешних факторов обусловило удорожание за месяц импортных фруктов, в первую очередь бананов и яблок. Незначительно (менее процента в месяц), но продолжают расти цены на мясо и мясопродукты, а также молоко и молочные продукты. А вот картофель за месяц подешевел на 3,4%, капуста – на 21,5%, свекла – на 4,2%.

За февраль увеличились цены на водку и табачные изделия. Планово повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 9,8%.

Кому дешевле?

Социально уязвимым категориям населения. Скидки пенсионерам, инвалидам, членам многодетных семей и малообеспеченным гражданам предоставляются в некоторых крупных торговых сетях (среди них «Евроопт», «Виталюр», «Соседи», «Белкоопсоюз», «Санта», «Белмаркет», «Гиппо», «Доброном», «Корона», Green и другие) согласно соглашению, которое было подписано между данными субъектами и Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

В продуктовых магазинах этих сетей данная категория граждан получает 10-процентную скидку на социально значимые товары. В списке 29 позиций, в частности, мука, хлеб, вермишель и лапша, говядина и свинина (кроме бескостного мяса), куры, молоко, кефир и сметана, творог, яйца куриные, масло животное и подсолнечное, сахар, картофель, морковь, свекла, лук репчатый, капуста белокочанная, яблоки и другое.

Ежемесячная сумма покупок у конкретного субъекта торговли с предоставлением скидок не должна превышать размер бюджета прожиточного минимума (288,01 рубля). То есть общая сумма скидки на социально значимые товары составит 29 рублей в месяц.

Спросим у специалистов

О ситуации на потребительском рынке в нашем регионе рассказали в главном управлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси по Витебской области.

– МАРТ уделяется особое внимание контролю за насыщением потребительского рынка продовольственными товарами. Проводимые контрольные мероприятия, в число которых входят проверки, мониторинги, обследования и другое, показали, что в большинстве случаев торговыми организациями обес-
печивается наличие товаров в необходимом ассортименте. Так, в истекшем периоде 2022 года из 84 торговых объектов, в которых проводились контрольные мероприятия главным управлением МАРТ по Витебской области, в 24 выявлено недостаточное количество разновидностей товаров в продаже или их полное отсутствие.  При обнаружении нарушений либо установления завышения цен на товары, подпадающие под ценовое регулирование, выдавались рекомендации хозяйствующим субъектам об устранении недостатков в кратчайшие сроки. Следует отметить, что руководством ритейлеров оперативно принимались меры по доставке недостающей продукции в торговые сети, розничные цены приводились в соответствие с законодательством незамедлительно, – отметили в ведомстве.

За нарушения законодательства о торговле в этом году к административной ответственности привлечены 18 должностных лиц. Применены и штрафные санкции. А за нарушения законодательства о ценах и ценообразовании к административной ответственности привлечены три хозяйствующих субъекта и 25 должностных лиц. Общая сумма штрафов составила более 14 тыс. рублей.

Как отметили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, в настоящее время государством регулируется более 50% потребительских товаров и услуг. Наша страна была и остается социально ориентированной. Это значит, что на первом плане стоит забота о людях, в том числе о хлебе насущном.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ