Работа в условиях санкционных ограничений требует быстрого принятия управленческих решений, модернизации бизнес-процессов, поиска новых точек роста. В свою очередь государство совершенствует механизмы поддержки предприятий. Об особенностях работы с пустующим имуществом для адаптации к новой экономической реальности и развития корреспондент «Витебских вестей» разбирался с помощью специалистов комитета «Витебскоблимущество».
Неиспользуемые здания сохраняют экономический и социальный потенциал, но чтобы его задействовать, нужны инициатива, нестандартные решения. На протяжении ряда лет «Витебскоблимущество» активно использует такой инвестиционный инструмент, как формирование специализированных баз данных неиспользуемого имущества для потенциальных инвесторов. Это создает основу для организации оперативной и эффективной работы по продвижению объектов недвижимости через различные каналы коммуникаций.
Площадки для роста
Например, в базу данных объектов под создание новых или расширение действующих производств включено более 130 площадок. Более 65% объектов представляют собой неиспользуемые базы ликвидированных организаций, а также действующих промышленных и предприятий АПК, отдельно стоящие здания и сооружения различного функционального назначения. Желающим осваивать эти территории могут быть переданы в аренду, проданы или переданы безвозмездно под реализацию инвестпроекта.
На этих площадках расположено около 500 строений суммарной площадью свыше 550 тыс. кв. м. В их числе более 100 зданий и сооружений площадью от 1 тыс. кв. м и больше. Около 20% объектов недвижимости представляют собой бывшие постройки сельскохозяйственного назначения, в том числе предприятий агротехнического обслуживания, системы мелиорации. Удельный вес бывших школ, детских садов и других сооружений социального назначения в общем количестве имущества немногим превышает 10%.
Семь площадок, предлагаемых для развития производства, входят в состав СЭЗ «Витебск» и ОЭЗ «Бремино-Орша», что подразумевает возможность получения статуса резидента и реализации инвестиционных проектов в преференциальном режиме. Большинство земельных участков предоставляется с условием организации производственной деятельности на усмотрение потенциального инвестора.
На протяжении ряда лет «Витебскоблимущество» активно использует такой инвестиционный инструмент, как формирование специализированных баз данных неиспользуемого имущества для потенциальных инвесторов.
Кроме того, в Браславском районе предлагаются участки под создание предприятий по розливу минеральной воды, промышленному выращиванию крупноплодной клюквы на торфяных месторождениях, а также по добыче и переработке сапропелей. В Лиозненском районе готовы рассмотреть инициативы по строительству на подготовленных земельных участках гостиницы, объектов придорожного сервиса и логистического комплекса. В Сенненском районе предлагают бизнесу организовать выращивание и переработку рыбы на базе прудового комплекса «Богушевский». Семь земельных участков для инвестиционного освоения сформированы в Оршанском районе, в том числе под строительство детского развлекательного центра, тепличного хозяйства и мусоросжигательного завода.
Алгоритм действий
Для результативной работы с пустующей недвижимостью в стране созданы законодательные условия и есть все необходимые инструменты. Специально для «Витебских вестей» специалисты комитета составили алгоритм действий в наиболее типовых ситуациях, связанных с выбором площадок под создание бизнеса. Надеемся, это позволит инвесторам повысить оперативность и эффективность поиска возможностей для развития, а значит, и сэкономить время.
Безвозмездная передача недвижимости под инвестпроект. Потенциальный инвестор, выбрав подходящее имущество для развития, обращается в райисполком с ходатайством. В нем надо тезисно изложить базовые характеристики будущей деятельности. На этой основе районная комиссия по вовлечению в хозоборот недвижимости дает заключение о возможности реализации проекта. После положительной реакции на ходатайство инвестор разрабатывает бизнес-план с указанием количества рабочих мест, объема инвестиций (в том числе на модернизацию, реконструкцию, капремонт) и сроков окупаемости. Этот комплексный документ служит основанием для принятия решения о безвозмездной передаче имущества на определенный срок. В последующем при выполнении условий договора инвестор опять же обращается в комиссию с ходатайством о снятии обременений с имущества, что дает право полностью им распоряжаться.
Важный нюанс: если в ходе работ по проекту возникли серьезные препятствия для его реализации, необходимо обратиться в райисполком с соответствующим ходатайством. Вариантов дальнейшего развития событий два: продление сроков реализации или расторжение договора и возврат имущества в коммунальную собственность. Как правило, при наличии объективных условий местные власти идут навстречу бизнесу и не заинтересованы в применении штрафных санкций. А они возможны, если игнорировать условия договорных отношений и не взаимодействовать с собственником государственной недвижимости.
Покупка недвижимости за минимальную цену. Основным способом поиска новых собственников на пустующие здания остается продажа на аукционах с установлением начальной цены в одну базовую величину. В этом случае инвестор после приобретения имущества должен организовать бизнес и приступить к работе на объекте не позднее оговоренного условиями аукциона срока (как правило, это 2 — 3 года). Комиссия райисполкома фиксирует выполнение условий и выносит решение о снятии обременений с недвижимости.
Фото из архива «ВВ».