Как развивалась сфера торговли и услуг на Витебщине в 2023 году и что планируется в наступившем 2024-м? Почему так важен потребительский патриотизм? Где появятся новые объекты торговли и общественного питания в северном регионе? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «ВВ».
– Импортозамещение как вопрос национальной безопасности обозначен главой государства. Исходя из этого, основная задача отрасли – увеличение реализации товаров отечественного производства, – считает начальник главного управления торговли и услуг облисполкома, член Совета Республики, депутат областного Совета депутатов Ирина Левкович. – Следует отметить, что по показателю удельного веса этих товаров в общем объеме товарооборота область на протяжении уже нескольких лет уверенно держит первое место в Беларуси: 67,5 % против 60,8 % по республике. За январь – ноябрь 2023 года населению области реализовано товаров на сумму 6636,4 млн рублей, или в сопоставимых ценах 105,3 % к аналогичному периоду прошлого года.
– То есть тема потребительского патриотизма как основа стратегии развития внутреннего рынка актуальна и поддерживается всеми участниками процесса...
– Приоритеты во всех магазинах независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности отдаются продукции, произведенной в Беларуси. По таким товарам, как мясо, хлеб, молоко, сливочное масло, сыр, яйца, мука, спрос населения удовлетворяется практически в полном объеме за счет продукции отечественных производителей. На следующий год эта задача также озвучена как основная, в стране действует Доктрина национальной продовольственной безопасности до 2030 года, и ее нужно выполнять. Должна также отметить, что под полную потребность области создан запас продукции растениеводства: закладка осуществлена в тех объемах, которые необходимы для постоянного наличия в торговой сети.
– С какими результатами завершили прошедший год торговля и общественное питание региона?
– Приведу цифры за январь – ноябрь 2023 года. Как позитивную тенденцию по итогам года видим, что наверняка сохраним лидирующую позицию по оптовому товарообороту, растет оборот общественного питания: за вышеназванный период этих услуг оказано практически на 10 % больше, чем в прошлом году. Населению области реализовано продукции общественного питания на сумму 325,8 млн рублей. Продолжалась работа по развитию торговой инфраструктуры: торговые площади в регионе увеличились на 15 тыс. кв. м. Наиболее крупные из открывшихся объектов – гипермаркет «Билд» ООО «Солстройкомплект» в Полоцке (торговая площадь 7,7 тыс. кв. м), магазин строительных материалов «КУБиК» ООО «Производственно-коммерческая компания «Омега» в Орше (4 тыс. кв. м). В сельской местности открыты магазины ООО «Евроторг» в агрогородке Бигосово Верхнедвинского района, ЗАО «Доброном» в деревне Заслоново Лепельского, УТП «Торговый дом» ЗАО «Витебскагропродукт» (торговая сеть «Мясная лавка») в агрогородке Кировская Витебского, ЧТУП «Василенко» (торговая сеть «Эконом») в агрогородке Ломаши Глубокского, деревне Шарковка Лепельского района и другие. За счет нового строительства, реконструкции и возобновления работы введено в действие
77 объектов общественного питания на 1377 мест: инфраструктура развивается не только в городах областного подчинения, но и в районных центрах, малых городских поселениях, на территории сельской местности. Например, открыты кафе «Империя» и «Аладдин» ООО «Двинск-ойл» на 100 и 11 мест соответственно в Миорах, мини-кафе ЧТУП «Гермес-ТОС» на 20 мест в Ореховске Оршанского района, мини-кафе «Суши камигами» ООО «Катушонок» на 13 мест в Ушачах, мини-кафе «Сытый папа» ИП Т. Гридюшко на 16 мест в Шарковщине, бар «Джокер» на 70 мест в Заслоново Лепельского района и другие объекты.
По состоянию на 1 декабря прошлого года обеспеченность населения торговой площадью сложилась на уровне 826 кв. м на тысячу жителей области, что на 35 % выше установленного норматива системы государственных социальных стандартов (610 кв. м). Обеспеченность местами в объектах общественного питания составляет 39,6 места на тысячу человек. По данному показателю область занимает третье место среди областей республики.
– Перспективы наступившего года уже наверняка просматриваются. Какие основные доминанты?
– Говоря о перспективах, отмечу, что открытие крупных объектов на 2024 год не планируется, так как перевыполнен социальный стандарт. Сеть практически во всех регионах области достаточна для того, чтобы обеспечить потребителей. Направления движения будут в развитии сети магазинов в шаговой доступности в новых жилых микрорайонах и максимальном переформатировании обслуживания сельского населения. Сейчас происходит процесс оптимизации сети магазинов потребкооперации в населенных пунктах с очень низкой численностью населения. Будем выходить строго на выполнение соцстандарта: магазин должен быть там, где больше 200 жителей. Остальные населенные пункты будут обслуживаться автомагазинами. Специфика Витебской области с точки зрения разброса и количества небольших населенных пунктов наложила свой негативный отпечаток: парк автомобилей областного потребительского общества изношен. Надеемся на то, что на совещании, которое планируется в январе под руководством главы государства, будут системно рассмотрены проблемы потребкооперации и выработаны подходы, которые позволят решить в том числе и этот вопрос.
Очень серьезные задачи стоят перед отраслью в связи с теми масштабными мероприятиями, которые будут проходить в 2024 году: это традиционное обслуживание всех избирательных участков, форум регионов Беларуси и России, который пройдет сразу в нескольких городах области, юбилей Витебска и традиционный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». На форуме регионов нам предстоит обеспечить питание нескольких тысяч человек и развернуть ярмарочную, выставочную торговлю.
Что касается повышения качества торгового обслуживания, то получат дальнейшее развитие новые формы расчета за покупки. Жители более активно прибегают к такой проверенной форме, как расчет карточкой. По удельному весу этих платежей у Витебской области второе место в республике. Более 50 % товарооборота у нас складывается без участия наличных денег. Если говорить о новациях 2023 года, являющихся точками роста, то всё шире внедряются узлы расчета методом самообслуживания, без кассира. Считаю, что за такой формой обслуживания будущее. Покупательский спрос всё больше смещается в сторону интернет-торговли. В этой связи перед белорусской промышленностью стоит задача осваивать сегмент онлайн-площадок. Ставим задачу также развивать в общественном питании объекты национальной кухни. Тенденция времени – это растущие объемы доставки продуктов и готовой еды, расширение ассортимента, который идет по доставке, и в объектах общественного питания, и в торговых сетевых компаниях.
– Для покупателя наиболее животрепещущие вопросы – цена и качество. Качество белорусских товаров уже подтверждено многократно и имеет свою достойную репутацию. Что будет с ценами в 2024-м?
– В Беларуси действует порядок ценообразования, определенный постановлением Совета Министров № 713,
согласно которому сегодня цены на 330 товарных групп регулируются государством. Причем на всех этапах товаро-движения: начиная от производителя и заканчивая непосредственной реализацией в розничной торговой сети. Установлены предельные нормативы рентабельности и предельные размеры оптовых, розничных торговых надбавок. Производитель, который хочет выпустить новый товар или товар по новой цене либо увеличить цену на ранее выпускавшиеся товары, должен пройти в облисполкоме обязательное согласование этих цен, аргументировав и подтвердив документально необходимость их роста. Но на 2024 год эта система сохранится и в отношении ранее выпускавшихся товаров: предельный темп роста будет определен на год, и выше него двигаться нельзя. Ценовая ситуация находится на постоянном контроле облисполкома и гор-, райисполкомов.
Фото Дмитрия ОСИПОВА