Витебщина рассчитывает в 2018-м закрепить достигнутый в прошлом году успех в реальном секторе экономики, сохранить положительную динамику по всем направлениям развития региона, что является залогом стабильного наполнения бюджета.
О финансовых итогах 2017-го и бюджетных перспективах наступившего года в интервью «Витебским вестям» рассказал начальник главного финансового управления облисполкома Геннадий Гребнев.
– Геннадий Иванович, давайте в начале разговора подведем предварительные итоги завершившегося финансового года. На какие аспекты необходимо обратить внимание?
– В 2017 году удалось обеспечить положительную динамику по основным показателям социально-экономического развития региона. В результате произошли позитивные изменения в структуре собственных доходов бюджета Витебщины в виде увеличения доли налога на прибыль.
При формировании бюджета на 2017 год планировалось сохранить удельный вес этого налога в собственных доходах бюджета области на уровне не менее 5%, а фактически он вырос до 7,5%.
Значительный прирост (на треть) обеспечен и в абсолютной сумме по сравнению с первоначально запланированным параметром. Если удастся закрепить такие тенденции и в наступившем году, то региональные власти получат в свое распоряжение дополнительные ресурсы для развития территорий.
Так как в 2017-м не удалось избежать потерь доходов, в ходе исполнения бюджета принимались оперативные меры по его балансировке, созданы финансовые резервы, а денежные ресурсы сконцентрированы на ключевых направлениях расходов. Для гарантированного исполнения базовых бюджетных обязательств в течение года проведены необходимые мероприятия по максимальной наполняемости бюджета.
– Какие основные задачи предстоит решать финансистам в 2018 году?
– Главной задачей в наступившем году будет сохранение устойчивости бюджетов всех уровней. Иначе говоря, предстоит обеспечить соответствие планируемых расходов реальным доходам и концентрацию ресурсов на проектах, имеющих важнейшее социальное значение и высокую степень готовности.
Еще один приоритет – приближение среднего уровня оплаты труда в бюджетном секторе к показателю 80% от средней зарплаты по стране в целом. Для ее выполнения продолжится оптимизация структуры и численности бюджетных организаций, планируется повышение тарифных ставок, в местных бюджетах будут созданы специальные резервные фонды.
Их формирование обеспечивается при получении местными бюджетами доходов сверх установленного порогового значения. Несмотря на ограниченность ресурсов, предусмотрены средства для укрепления и развития социальных учреждений Витебщины.
Бюджет Витебской области 2018 года базируется на параметрах прогноза социально-экономического развития страны и объективной оценке исполнения местного бюджета в 2017-м.
При этом при формировании прогноза бюджета применялся консервативный сценарий развития экономики, что позволяет при сохранении тенденции ее роста получить реальные дополнительные доходы.
Основными доходными источниками для казны области являются подоходный налог, НДС, налоги на собственность и на прибыль. В совокупности названные платежи сформируют собственную доходную часть бюджета на 83%.
Как я уже отмечал, дополнительные поступления налога на прибыль можно назвать сверхплановым ресурсом органов местного управления. Это хороший стимул для развития регионов за счет наращивания промышленного потенциала, сокращения затрат на производство, создания новых предприятий и рабочих мест.
– Каким образом, на ваш взгляд, принятые в стране дополнительные меры по либерализации экономики могут повлиять на бюджетное благополучие региона?
– В прошлом году принят пакет нормативных документов, направленных на повышение самозанятости населения, раскрепощение деловой инициативы, упрощение вхождения в бизнес и условий его ведения, упорядочение последующего контроля.
Если грамотно воспользоваться предоставленными возможностями, то за положительными изменениями в бизнес-среде последуют развитие производственных мощностей, создание новых рабочих мест и увеличение оплаты труда в области. А это – укрепление собственной ресурсной базы местных бюджетов.
Продолжится реализация на Витебщине инновационных проектов, для чего предусмотрены целевые средства инновационного фонда облисполкома. При росте налога на прибыль будут увеличиваться и отчисления в этот фонд, что позволит продолжать финансовую поддержку внедрения новых продуктов или технологий.
– На какую помощь из республиканского бюджета может рассчитывать Витебщина в наступившем году?
– Общий объем расходов области определен в сумме 1 млрд 872 млн рублей. За счет безвозмездных перечислений из республиканского бюджета обеспечивается 31% бюджетного финансирования. Основную часть этих трансфертов составляет дотация местным бюджетам всех уровней.
Целевые безвозмездные поступления будут направлены на развитие сельхозпроизводства, ремонт и строительство дорог, инфраструктуры для районов жилой застройки, на мероприятия по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, по обеспечению занятости населения, финансирование расходов по именным приватизационным чекам «Жилье».
В 2018-м расширяется целевая поддержка местных органов власти в решении приоритетных задач регионального развития. В бюджете предусмотрены средства для оказания помощи населению в погашении кредитов банков на жилищное строительство и части процентов по таким кредитам.
Для северного региона увеличен почти на треть до 22 млн руб. размер безвозмездно передаваемых средств из республиканского дорожного фонда, основная часть которых будет направлена на ремонт и реконструкцию местных автодорог.
Республиканский бюджет также поддержит обслуживание и погашение облигаций местных займов Витебской области, которые эмитированы в предыдущие годы для помощи организациям агропромышленного комплекса Витебщины в погашении и реструктуризации проблемной задолженности по кредитам банков.
– Когда речь идет о дополнительных социальных гарантиях, предусмотренных бюджетом, поясните, пожалуйста, что имеется в виду?
– Предусмотрены меры, которые гарантируют выполнение социальных стандартов на территории области. В структуре местного бюджета на 2018 год удельный вес расходов по первоочередным, социально защищенным обязательствам составляет 77%. Основная их часть предусмотрена для оплаты труда в бюджетном секторе (их доля составляет 48%).
Кроме того, зафиксированы минимальные объемы расходов бюджета на социальные выплаты населению, приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, оплату бюджетными организациями коммунальных услуг, перечисление субсидий организациям транспортной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и предприятиям, обеспечивающим население твердыми видами топлива.
Для гарантированного обеспечения базовых социальных обязательств государства закон о республиканском бюджете устанавливает минимальные нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение, образование, на проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Уменьшению они не подлежат.
Для частичной оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг социально уязвимым категориям населения за счет бюджета будут предоставлены безналичные жилищные субсидии.
– Вы упомянули о заложенных в бюджете средствах на помощь гражданам для решения жилищного вопроса. На какую поддержку могут рассчитывать нуждающиеся в жилье?
– Такую помощь государства планируется оказывать гражданам по нескольким направлениям. Будет осуществляться финансирование расходов по индексации именных приватизационных чеков «Жилье», предусмотрены субсидии на погашение основного долга и части процентов за пользование кредитами банков на строительство или реконструкцию жилых помещений.
Молодые и многодетные семьи могут рассчитывать финансовую поддержку в погашении кредитов, полученных в общеустановленном порядке на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений.
По ранее принятым решениям будут выделяться одноразовые субсидии для погашения задолженности по льготным кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья.
– В бюджетном процессе важно не только консолидировать доходы, но и обеспечить эффективность расходов. На чем будет делаться акцент в контрольной деятельности?
– Работа финансовых органов по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств в современных условиях носит выраженный превентивный характер. Гораздо важнее не допустить ошибок во время перечисления средств, чем обнаружить нарушение через год или два.
Сейчас контроль обеспечен на всех стадиях финансирования – от составления реестра расходных обязательств до непосредственного перечисления средств их получателям. Особое значение имеет конструктивное взаимодействие с территориальными органами казначейства.
Планируется шире применять в отношениях с участниками бюджетного процесса составление обзорных писем и информаций по проблемным вопросам, тесно взаимодействовать с распорядителями средств на всех стадиях исполнения бюджета. Непосредственно в ведении местных финансовых органов находится контроль за составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов всех уровней.
– Геннадий Иванович, 7 января – День банковских и финансовых работников. Примите искренние поздравления!
– Спасибо. В свою очередь накануне профессионального праздника, который традиционно отмечается в первое воскресенье января, хочу выразить глубокую признательность за труд работникам финансовых отделов районных и городских исполнительных комитетов, главного финансового управления облисполкома.
В любой сфере деятельности результат во многом зависит от конкретных исполнителей. Могу с уверенностью сказать, что в системе местных финансовых органов областного и базового уровней работают профессионалы, которые неоднократно демонстрировали умение находить выход из сложных ситуаций.
Теплые слова благодарности адресую нашим ветеранам – Лилии Александровне Изобовой, Татьяне Терентьевне Маханек, Раисе Ивановне Коростик, Галине Иосифовне Лапцевич, Надежде Ивановне Лукиной, Любови Владимировне Новицкой, Татьяне Васильевне Эстриной, Ирине Мечиславовне Милашевич, Раисе Ивановне Шамшур, Нине Федоровне Егоровой, Анне Ермолаевне Хрипанковой, Зинаиде Иосифовне Шамковой, Марине Владимировне Кублицкой и другим специалистам, которые многие годы своей трудовой биографии посвятили развитию финансовой системы Витебской области.