Экономический суд Витебской области принял решение о признании Витебского ОАО «КИМ» банкротом и его ликвидации. В числе первоочередных ликвидационных мероприятий будут расчеты по долгам с работниками предприятия и другими кредиторами, а также решение ряда социальных проблем, вызванных закрытием одного из крупнейших нанимателей областного центра.
Но «КИМ» не просто внушительная территория с цехами и станками, а старейшая фабрика в Витебске, тесно вплетенная в его историю и культуру. И здесь важно не зациклиться на посыпании головы пеплом, а постараться проблемную ситуацию превратить в новые возможности для развития. Как подчеркнул председатель облисполкома Николай Шерстнёв на одном из приемов граждан, организованном непосредственно на «КИМе», в нынешний непростой год нельзя не замечать проблем, как нельзя и бездействовать. Именно такие ситуации заставляют искать новые решения, нестандартные технологии выживания в экономике – те самые инновации, ставка на которые входит в число государственных приоритетов.
По ходу ликвидации
Производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) «КИМа» возбуждено в феврале 2015 года по инициативе самого должника. По окончании защитного периода в мае 2015 года открыто конкурсное производство. Как сообщил антикризисный управляющий Павел Заяц, согласно выводам судебно-экономической экспертизы деятельности банкрота за последние 12 лет восстановление платежеспособности “КИМа” невозможно. Вариант санации предприятия, на которую потребовалось бы не менее 16 млн долларов, даже не рассматривался, отметил он. В комитет кредиторов предприятия избраны представители ОАО «Банк развития Республики Беларусь», РУП «Витебскэнерго», ОАО «Белинвестбанк», МНС Беларуси, ФСЗН, администрации СЭЗ «Витебск», профсоюзного комитета фабрики.
Завершить ликвидационную процедуру на «КИМе» планируется к сентябрю 2016 года. За этот период предстоит погасить долги предприятия за счет продажи имущества банкрота. Почти 90 конкурсных кредиторов заявили требования в объеме около 306 млрд рублей. Как пояснил антикризисный управляющий, стоимость основных фондов банкрота по данным бухгалтерского учета оценивается в сумму около 43 млрд рублей, в том числе на балансе «КИМа» находятся два общежития по 600 мест каждое, а также оздоровительный лагерь в 40 км от областного центра, который не эксплуатируется 3 года. Сейчас прорабатываются вопросы передачи в коммунальную собственность общежитий, где на данный момент проживают более 1 тыс. человек
Производство на предприятии фактически остановлено, лишь около 80 швей задействованы на выполнении последних двух заказов. По данным на 25 августа, в штате фабрики числятся 327 работников, в том числе 56 человек находятся в отпуске по уходу за ребенком. Одним из самых проблемных остается вопрос погашения задолженности по заработной плате, которая превысила 6 млрд руб. Едва ли не единственной возможностью найти ресурсы для первоочередных платежей является распродажа недвижимости. Уже выставлялись на торги два объекта (магазин и кафе на площади Победы областного центра) с суммарной начальной ценой почти 11 млрд рублей, но они оказались нерезультативными по причине отсутствия покупателей.
Руководство акционерного общества во взаимодействии с горисполкомом, городским центром занятости и другими службами рассматривают различные варианты трудоустройства работников. Как сообщила в ходе судебного заседания начальник управления координации развития трикотажной и швейной отраслей концерна «Беллегпром» Елена Кухарева, «КИМ» передал по договору ОАО «Знамя индустриализации» более 30 машин для организации поточной линии по пошиву трикотажных изделий, куда уже трудоустроены 25 швей с обанкротившегося предприятия. Еще один проблемный вопрос связан со сдачей в архив документов, процедура займет как минимум 6 месяцев и потребует расходов, по оценке Павла Зайца, в размере не менее 500 млн рублей.
Из депрессивной площадки – в точку роста
Хотя ликвидационная процедура может растянуться более чем на год, уже сегодня необходимо задаться вопросом, что будет на территории площадью более 11 га после «КИМа». Как показывает практика других стран, одним из возможных решений проблемы использования освободившейся индустриальной инфраструктуры может стать развитие промышленного туризма. С учетом того, что работать предстоит со старой площадкой, потребуется отдельный инвестиционный проект по превращению ее в зрелищное и познавательное наследие с упором на постиндустриальный мотив. И здесь хорошим подспорьем в развитии темы, создании смыслов может стать богатая история предприятия, народный музей фабрики с его экспонатами, в том числе капсула с посланием потомкам, которую завещано открыть 7 ноября 2017 года.
Еще один вариант связан с возможностью перепрофилировать территорию под размещение творческих индустрий, которые способны производить и продавать интеллектуальный продукт. Общая идея состоит в том, чтобы эту площадку предоставить в распоряжение небольших творческих компаний. Благодаря такой компактности создаются условия для взаимодействия и сотрудничества, формируется своеобразная и весьма привлекательная творческая среда.
Конечно, в обоих случаях нужен ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Впрочем, таким средством может стать способность самых разных групп объединять усилия в одном проекте. И первым шагом по этому тернистому пути должна стать кооперация между городскими и областными властями, местной бизнес-элитой, краеведами и туристическими компаниями по поиску нестандартных выходов из сложившейся ситуации. Вот оно, идеальное поле для государственно-частного партнерства, которое также отнесено к приоритетам развития.
Фото Антона Степанищева ( из архива редакции)