С конвейера витебского ОАО «Витязь» ежедневно сходит около 300-350 современных LED-телевизоров. Также здесь производят и продают бытовую электронику, медтехнику, строительные материалы, заправки для элетромобилей и даже пластиковые контейнеры для созревания сыра, которые с успехом покупают в странах ЕС. У предприятия были и есть проблемы которые сегодня решает руководство и коллектив. О сегодняшнем дне «Витязя» узнали корреспонденты "ВВ".
Работают с прибылью
– Несколько лет назад негативная тенденция по сокращению объемов производства была остановлена, предприятию удалось переломить ситуацию, выйти на самоокупаемость и прибыльную работу, – рассказал заместитель генерального директора ОАО «Витязь» по маркетингу и торговле Сергей Сытов. – При этом мы долгое время не получали государственные дотации, рассчитывали только на себя. «Витязь» – многопрофильная компания, хотя по-прежнему наиболее известная наша продукция это цифровая телевизионная и бытовая техника – электромясорубки, микроволновки, пылесосы. Активно развивается производство медтехники, строительных материалов, изделий из пластика. Сейчас, например, это контейнеры для созревания сыра. Исполняем контракт на более чем 700 тыс. евро с заказчиками из Испании.
Основной потребитель продукции ОАО «Витязь» – Россия, где продается около 80% телевизоров и электроники. Также витебчане присутствуют на рынках Казахстана, Украины и других стран СНГ.
Инновационной продукции составляет 43% от общего объема производства
Среди новинок – электрозарядные станции, автоматизированный склад лифтового типа, модели LED-телевизоров больших диагоналей с функцией «SMART» и разрешением UHD, медицинское оборудование.
– Создан хороший задел на будущее, – считает Сергей Сытов. – Но остаются не решенными старые финансовые обязательства перед банками, требуют глубокой модернизации и реструктуризации устаревшие основные фонды. Не всегда хватает оборотных средств, так как специфика нашего производства – это прибыль в «длинных» деньгах. Магазины с нами рассчитываются только после продажи изделий, что может занять несколько месяцев.
Гарантия качества
Сегодня витебский телезавод далек от объемов производства российских конкурентов, выпускающих телевизоры известных мировых брендов. Если в Витебске в год выпускают около 50 тысяч, то на отдельных заводах России – миллионы. По словам генерального директора предприятия Геннадия Азарова, это – нормальная ситуация.
– Здесь нельзя говорить о конкуренции в полном смысле этого слова, – отмечает Геннадий Петрович. – Конечно, у нас нет таких объемов, как у гигантов рынка. Например, у крупных производителей цена на панель ниже за счет объемов, а новые технологии — тот же SMART — появляются сперва у их разработчиков, и только потом у производителей. Но «Витязь» - это хорошо зарекомендовавший себя бренд в средней ценовой категории. Мы знаем, чего хотят наши покупатели, какие функции телеприемников востребованы.
Производим именно столько, сколько можем продать. На склад сегодня никто не работает. По сути, каждый телевизор, который сейчас находится на конвейере, уже продан.
«Телевизионный рынок перестал быть высокодоходным бизнесом»
По словам Геннадия Азарова, телевизионный рынок перестал быть высокодоходным бизнесом, он давно поделен между несколькими компаниями.
– Дело в том, что телеприемники – это массовый товар, который делает бренд узнаваемым, – говорит генеральный директор. – Зарабатывают крупные корпорации, например, на телекоммуникационной технике. Все работают с китайскими комплектующими, так как строить отдельные производства по изготовлению телевизионных панелей или резисторов попросту нерентабельно. Внутренняя составляющая у 99% телевизоров одинаковая.
Конечно, везде есть свои нюансы, разное качество. Но, поверьте, обычный потребитель вряд ли это отличит по изображению. В погоне за объемами продаж и в ущерб качеству даже известные производители обеспечивают лишь 3-хлетний срок службы телеприемников.
«Мы же не можем себе позволить даже 1-2% брака, и срок службы наших телевизоров составляет 5 лет»
Сегодня выпускается 7 модификаций ЖК-телевизоров – диагональю от 24 до 65 дюймов. Они практически ничем не отличаются от мировых брендов. В тренде так называемые «умные» телевизоры больших диагоналей и телевидение высокой четкости.
Время инноваций
Во время экскурсии по предприятию мы также познакомились с малоизвестным для простого обывателя инновационным изделием ОАО «Витязь» – автоматизированным лифтовым складом.
Демонстрационный образец – большой высокий «шкаф» площадью в 10 кв. метров, поделенный на 39 полок, каждая из которых может выдержать до полтонны груза. Они размещены «этажами», при необходимости делятся на еще более мелкие секции и перемещаются как лифт.
Управление – компьютерное, интегрированное с системой управления предприятием и постоянно онлайн. Благодаря этому на инновационном складе никогда ничего не теряется и быстро находится самая мелкая вещь. Специалисты утверждают, что такая технология заменяет традиционные складские помещения площадью около 300 кв. метров.
– Сейчас ведем переговоры о продаже таких складов на крупные белорусские предприятия, которые раньше закупали импортные аналоги, – рассказал начальник отдела маркетинга и сбыта Игорь Лигачёв. – Это импортозамещающая продукция. Но изделие дорогое – стоит более 50 тысяч долларов.
Благодаря господдержке завод намерен выйти на серийное производство зарядных станций для электромобилей
В службе главного конструктора ОАО «Витязь» кипит работа над электрозарядными станциями для электромобилей. Недавно Указом Президента Республики Беларусь №236 ОАО «Витязь» включили в Государственную программу инновационного развития на 2016−2020 годы.
– Благодаря государственной поддержке в ближайшее время получится модернизировать и создать серийное производство зарядных станций для электромобилей, – отмечает генеральный директор Геннадий Азаров. – Уже запущена в производство целая серия заправок с различными вариантами размещения, программным обеспечением, адаптерами для зарядки европейских, американских и даже китайских электрокаров.
Сейчас ведутся работы над прототипом так называемой быстрой заправки, что позволит заряжать электромобиль за 20-30 минут. В перспективе – разработка заправочной инфраструктуры и для грузовой электротехники. За этим будущее, и «Витязь» стремится идти в ногу со временем.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.