Инвестиционный проект по организации производства сушек на филиале «Верхнедвинский хлебозавод» ОАО «Витебскхлебпром» с участием капитала частного предприятия «Белхлебком» был реализован в августе прошлого года. Он оказался для предприятия и экономики района в целом очень важным. Во-первых, здесь взялись за выпуск «невской» сушки (мелкого размера), которую делают лишь два предприятия в нашей стране – в Минске и Жодино, то есть речь идет об импортозамещении. Во-вторых, реализация проекта позволила загрузить ту часть мощностей завода, которая освободилась в связи с прекращением производства плодово-ягодных вин. Благодаря новой линии удалось сохранить рабочие места и восполнить объемы.
Весьма выгодны и условия инвестиционного договора, согласно которому средства, затраченные на технологическое оборудование, филиал возмещает «Белхлебкому» готовой продукцией – 20 т сушки в месяц. Мощность линии составляет 90 т в месяц, или 3 т в сутки. Работа налажена круглосуточно, производство сушек не останавливается ни на минуту. В одной смене задействованы пять человек – тестовод, машинист тесторазделочных машин, укладчики-упаковщики, которые находятся непосредственно на линии.
– Чешскую печь мы приобрели сами, взяв кредит в банке в размере 2,5 млрд рублей. Общая сумма проекта составила 7 млрд, – рассказывает ведущий экономист Надежда Андрианова. – Учитывая, что кредиты нужно гасить, а процентные ставки высокие, наша задача увеличить прибыль за счет расширения ассортимента и рынков сбыта.
В прошлом году произвели 243 т сушки. Для изготовления используют муку Полоцкого комбината хлебопродуктов и качеством ее довольны. На сегодняшний день уже выпускают 9 видов, в том числе с ароматом ванилина, с маком, солью, кунжутом, посыпкой, горчичные. Рецептуры в основном разработаны местным технологом, начальником лаборатории Еленой Сковородко и технологом «Белхлебкома». В марте-апреле должны появиться сушки в глазури.
Поиском рынков сбыта занимается непосредственно директор хлебозавода ЧеславГирин. Новая продукция поступает в магазины Витебской области и Минска. Кроме того, Чеслав Петрович сделал упор на российский рынок и оказался прав. С партнерами из Смоленска уже заключен договор, переговоры и презентация сушек проведены во Пскове, Великих Луках, Брянске, Орле и других городах страны-соседки.
– Мы идем навстречу покупателю, стараемся удовлетворить все запросы. К примеру, горчичные первоначально не планировали делать, но смоляне выразили желание покупать именно такую продукцию. В итоге разработали сушки с добавлением горчичного масла, которое нам поставляет Бобруйский завод, – говорит директор. – Как известно, основные составляющие любых товаров – оптимальное соотношение цены и качества. У нас все совпадает. Да и покупателя не обманешь, он наш главный критик, и пока жалоб не поступало.
Сейчас идет работа над брендом, логотипом и фирменной упаковкой, чтобы товар стал узнаваемым. В развитии предприятия заинтересованы и сами сотрудники, и местные органы власти. Как говорит ведущий экономист Надежда Андрианова, все понимают, что стабильное производство – это залог того, что будут рабочие места и достойная оплата труда. И здесь у завода перспективы налицо, если учесть, что продукция идет на экспорт. Кстати, недавно с новой линией ознакомилась делегация из соседней Латвии.
– Наши гости дали высокую оценку процессу и технологии производства, были удивлены соотношению качества и цены продукции хлебозавода, – отметила заместитель председателя Верхнедвинского райисполкома Елена Борздыко. – Думаю, посещение белорусских предприятий формирует положительный имидж и дает истинное представление о том, как проходит модернизация промышленности.