В октябре ушачская компания «Форестгандаль» отгрузила крупную партию – порядка 200 тысяч штук – экологически чистой упаковки в Испанию. Аккуратные корзинки из тонкого осинового шпона, в которых фермеры Валенсии доставляют апельсины на прилавки магазинов. «Форестгандаль» работает с испанцами на постоянной основе. Сегодня практически вся продукция идет на Пиренейский полуостров, а это – около 2 миллионов штук тары в год.
С директором ООО «Форестгандаль» Игорем Полозовым мы встретились на большом хозяйственном дворе сельской автобазы, где компания арендует несколько кирпичных блоков. Здесь и располагается производство фирмы, которая за 12 лет своего существования приобрела достаточно широкую известность. Прежде всего - в ряде европейских стран. В Беларуси, к сожалению, изделия ушачских мастеров широкого спроса пока не имеют.
Это на Западе торговые сети уходят от пластиковой упаковки, предпочитая натуральную и экологически чистую. На прилавках европейских магазинов продукты в деревянной таре – не редкость. У нас же, да и в других странах СНГ, все еще царствует пластик.
– Конечно, я был бы рад, если бы наши изделия пришлись ко двору в белорусских магазинах. Тем не менее, пока главным образом занимаемся экспортом, – говорит Игорь Викторович. – С июля у испанцев – горячая пора: массовый сбор урожая цитрусовых. Наше качество полностью устраивает партнеров. Проблема в том, чтобы обеспечить требуемые объемы. Пытаемся решить вопрос за счет поиска внутренних резервов. Небезуспешно: при одинаковом числе работников объем производства за 4 года удвоился.
Директор «Форестгандаля» остановился у высокого штабеля фанерного кряжа, который, судя по всему, только что выгрузили перед воротами производства.
Директор «Форестгандаля» Игорь Полозов: Белорусское государство развязало руки отечественному производителю. Однако с сырьем – проблемы…
– Белорусское государство, – рассказывает Игорь Полозов, – развязало руки отечественному производителю. На доход, полученный от экспорта, предприятие не оплачивает налог на добавленную стоимость. Отличный стимул! Однако с сырьем – проблемы. Казалось бы, лес да лес кругом: бери – не хочу. Но политика Минлесхоза такова, что мы не имеем права закупать сырье непосредственно у заготовителя по прямым договорам. Вынуждены переплачивать и приобретать его на бирже, что существенно тормозит наш рост…
И все-таки главный резерв – кадры. Если в изготовлении шпона применяются машины, то сборка изделий – полностью ручная. Два десятка мастериц, обеспечивающих процесс, без преувеличения – виртуозы. Некоторые способны работать с закрытыми глазами. На изготовление корзинки уходит максимум полминуты. Никакой химии в виде клея. Крепеж – миниатюрная металлическая скоба.
При таком темпе работница выдает 900 штук за смену. Вполне достаточно, чтобы укладываться в выполнение испанского заказа. Но, как пояснил директор, и это не предел. У гродненских конкурентов мастера за смену делают 1200 корзин. А стало быть, ушачанам есть на кого равняться.
У Игоря Полозова все прозрачно. Не скрывает проблем. Принимает обоснованные, базирующиеся на экономических показателях, решения. Зона особого внимания – снижение себестоимости продукции, минимизация отходов, сокращение потерь рабочего времени. Небольшой коллектив предприятия не стоит особняком, активно участвует во всех процессах.
Так поставил дело директор, который в далекие времена возглавлял комсомольскую организацию района. Умеет зажечь работников, увлечь их собственными планами. Впереди – модернизация производства. А стало быть, предприятие поднимется на более высокий уровень. В этом заинтересованы все. В том числе и власти района.
«Форестгандаль» преодолел непростые времена роста, соответствует статусу экономически стабильного предприятия. А это рабочие места для жителей региона, гарантированные отчисления в бюджет. И еще – достойный пример. Как живя на периферии и имея скромные возможности, можно ставить высокие цели и добиваться завидных результатов.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.