Вопросы качественного распоряжения имуществом постоянно входят в актуальную повестку деятельности органов управления и предприятий. Сейчас на фоне санкционной политики отдельных государств эта тема приобретает особую значимость. Вовлечение в оборот пустующей недвижимости — весомый ресурс для повышения эффективности хозяйственных обществ с долей коммунальной собственности в уставных фондах.
Для результативной работы в этом направлении созданы законодательные условия и есть все необходимые инструменты. Как на Витебщине организован процесс управления такими активами и решаются проблемы использования невостребованных строений акционерных обществ, в интервью «Витебским вестям» рассказал председатель комитета «Витебскоблимущество» Виктор Зайцев.
— Виктор Васильевич, для начала уточним, сколько таких ОАО и какова процедура принятия решений в этих корпоративных структурах?
— Витебской области и ее административно-территориальным единицам принадлежат акции 182 хозяйственных обществ. Управление этими долями обеспечивают 8 областных органов владельческого надзора и 21 горрайисполком через назначенных представителей государства.
На практике это реализуется так. Органом управления ОАО, в компетенцию которого входит распоряжение имуществом, является наблюдательный совет. В набсоветы в обязательном порядке входят представители государства, одна из ключевых функций которых — осуществлять владельческий надзор, представлять интересы собственника, в том числе анализировать и следить за эффективностью использования активов.
— Почему этому ресурсу уделяется столь пристальное внимание?
— Влияние эффективных управленческих решений относительно неиспользуемого имущества на финансовые результаты хозяйственных обществ можно наглядно продемонстрировать на примерах. Так, ОАО «Лепельагросервис» продало на аукционе неиспользуемый с 2016 года комплекс капитальных строений, включающий 12 различных зданий и сооружений общей площадью почти 4 тыс. кв. метров. В результате предприятие покрыло непроизводственные затраты в размере 47 тыс. руб., а также получило более 10 тыс. рублей дополнительного дохода. Или возьмем ОАО «Обольский керамический завод». После сноса здания гончарного цеха площадью 215 кв. м он не только прекратил расходовать на содержание невостребованного имущества ежегодно около 1,5 тыс. руб., но также списал ранее понесенные затраты на сумму свыше 20 тыс. руб.
— Как сработали в целом акционерные общества с недвижимостью в 2022 году?
— Всего за прошлый год вовлечено в хозяйственный оборот, в том числе снесено, более 80 неиспользуемых объектов хозяйственных обществ с долей коммунальной собственности. В том числе реализовано новым владельцам 8 строений, 5 — сдано в аренду, еще 18 зданий собственники решили использовать в собственных целях.
Надо отметить, что на Витебщине такая работа проводится с 2011 года, и за этот период сложилась определенная система. Ежегодно органы управления хозобществ разрабатывают и утверждают календарные графики вовлечения в оборот и сноса пустующей или неэффективно используемой недвижимости. Координирует данный процесс комитет «Витебскоблимущество» через органы владельческого надзора.
На основании информации ОАО на очередной календарный год формируется соответствующий областной перечень имущества. Так, в 2022-м по области планировалось вовлечь в оборот и снести 103 неиспользуемых объекта, принадлежащих 60 ОАО. Годовое задание выполнено на 79 %. Хоть результат не 100-процентный, но надо отметить, что он почти на 40 % превышает аналогичный показатель, сложившийся в среднем за три предыдущих года.
— Каковы наиболее распространенные способы использования таких объектов?
— Около 80 % вовлеченного имущества ранее принадлежало хозобществам, преобразованным из сельскохозяйственных производственных кооперативов (или колхозов), а также других организаций агропромышленного комплекса. Такие объекты, как правило, удалены от крупных населенных пунктов, не имеют удобных подъездных путей. Большинство из них специфического назначения, которое, как правило, ограничивает их дальнейшее применение. Кроме того, на многое имущество не оформлены правоудостоверяющие документы.
— Какие шаги предпринимаются для повышения эффективности работы с такой недвижимостью?
— Для этого «Витебскоблимущество» постоянно проводит мониторинги. Организует информационно-методические семинары в районах. Кроме того, совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы работы с неиспользуемой недвижимостью. В марте текущего года вступит в действие Указ Президента № 330 «О распоряжении имуществом». Документ, в частности, предоставляет хозяйственным обществам определенную свободу по распоряжению собственным имуществом. В том числе позволяет субъектам хозяйствования по своему усмотрению определять способ реализации объектов, в том числе через аукцион. Причем стоимость недвижимости при продаже или начальную цену на торгах вправе определять сама организация. Возможна продажа невостребованных объектов и за одну базовую величину.
Еще хозобществам разрешено вовлекать объекты, не зарегистрированные в госрегистре недвижимого имущества, исходя из их фактического состояния, а также на основании имеющейся технической документации (это может быть паспорт объекта или ведомость технических характеристик). Подчеркну, что нормы указа учитывают накопленную практику реализации имущества, а также запросы со стороны бизнеса и предприятий.