Коллекция народных костюмов лепельского строя XVIII – XIX в. в. создана в районном центре ремесел и состоит из 13 экземпляров зимней и летней одежды, которую носили сельчане и мещане.
– С какого-то одного элемента – будь то вышивка в виде павлинов, ромбовидный орнамент на фартуке, сохранившийся домотканый лоскут ткани, добытые в экспедициях по Лепельщине – работники центра воссоздали полноценные костюмы, в которые облачались по различным поводам наши предки. Это крайне кропотливая и творческая работа, – отметила мастер народных ремесел Наталья Петрища.
Первую скрипку в этом процессе сыграла сама Наталья Георгиевна, которая скрупулезно отнеслась к созданию образов, ведь костюмы дополнялись еще и головными уборами, в итоге получался полноценный ансамбль.
Сельские костюмы подразделялись на девичьи, женские и свадебные. Наряд невесты относится к более позднему периоду, это конец XVIII – начало XIX веков, и состоит из юбки, верхнего лифа-кофты (он реконструирован по оригиналу). Костюм прошел транформацию кроя. Если сельский имеет в основе квадрат, то свадебный более сложный. В нем рукава подкраиваются под пройму, которая имеет более плавную линию и отдаленно напоминает современную одежду.
– Сельские костюмы из льняных либо шерстяных тканей женщины шили для себя в домашних условиях, – пояснила Наталья Петрища. – Сами же на кроснах изготавливали ткани. Мещанские костюмы из более дорогих, покупных материалов – парчи, шелка. Присутствовали и хлопчатобумажные ткани, из которых шили фартуки и сорочки. Мещанки не шили себе наряды, которые содержали много подкройных линий, а заказывали закройщикам-евреям.
Безусловно, в костюмах прослеживается «еврейский след» в виде парчовых китликов (безрукавок) и головных уборов –короны, к которой сзади мастера пришивали шелковый платочек либо прозрачную ткань, напоминающую фату. Такой головной убор, как пояснила Наталья Георгиевна, носили мещанки в первый год замужества. А потом корону сменял еще более сложный головной убор, состоящий из двух частей: венка-каркаса из картона или дерева, обтянутого бархатом или шелком, а поверх всего этого повязывался большой шелковый платок особым способом – получался валик на голове. Все это придавало женщине статности и свидетельствовало о ее статусности.
На изготовление мещанского костюма требовалось много ткани, особенно на рукава, которые свисали фалдами над манжетами, что также придавало респектабельности даме. Еще одной особенностью мещанского костюма считаются украшения, впервые использованные – жемчужные нити и броши.
– Над созданием какого костюма работалось с особым интересом? – поинтересовались мы.
– Над женским «кірмашовым», в котором прабабушки нынешних лепельчанок делали «выход в свет», продавали на рынке излишки сельхозпродукции, – подчеркнула Наталья.
В деревне Губино Лепельского района у местной жительницы Лидии Борисевич члены экспедиции нашли фартук с необычной вышивкой в виде экзотических птиц – павлинов. Лидия Ларионовна рассказала, что ее мать работала у пана, где и видела птиц на подворье. Ей так понравились павлины, что она захотела их запечатлеть в виде вышивки на фартуке. У передника широкие завязки, на которых также вышиты птицы. Когда концы завязывались, один хвост павлина нависал над другим. В костюме с таким фартуков ходили зажиточные крестьянки.
Мастера районного центра ремесел по собранной информации воссоздали из шерстяной ткани деталь, характерную для пелельского костюма, – кабат (безрукавка). Он хорошо дополнял тканую юбку с узором, рубашку с ромбовидной вышивкой на гестке (кокетке).
О каждом экземпляре из коллекции народного костюма лепельского строя Наталья Петрища может говорить бесконечно.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.