Недавняя премьера спектакля по пьесе Дианы Балыко «Белы анёл з чорнымі крыламі» вызвала у меня неоднозначное отношение. Как, впрочем, и первая постановка по произведению этого автора на сцене Коласовского театра «Псiхааналiтык для псiхааналiтыка». Диана Балыко сегодня очень востребованный драматург, ее пьесы ставят не только в Беларуси, но и в России, Украине, Польше. Наверное, режиссеры в них что-то находят? Возможно, их привлекают темы, которые поднимает автор? Они, действительно, затрагивают острые проблемы современного общества. Можно предположить, что кому-то нравится сама драматургия, которая меня лично не убеждает.
Сюжет пьесы «Белы анёл з чорнымі крыламі» можно пересказать в нескольких предложениях. Молодая девушка Нина провела ночь с незнакомцем, который, как ей подумалось (почему вдруг – автор не поясняет), мог ее заразить ВИЧ. Она сдает анализы и узнает, что реакция положительная. И во второй раз тот же результат. Однако третий анализ свидетельствует о том, что никакой инфекции у Нины нет. Но не дожидаясь окончательного ответа, девушка по фамилии Вич начинает терзаться, пытается найти понимание и защиту у близких (и по закону жанра – не находит) и в конце концов заканчивает жизнь самоубийством.
Параллельно с этой сюжетной линией показана история взаимоотношений чуткого врача и влюбленной в него черствой медсестры. Эскулап притворяется геем, чтобы не отвечать на притязания коллеги, и в то же время с нескрываемыми сочувствием и симпатией относится к пациентке Вич. У Нины есть еще младшая сестра, балующаяся травкой, ревнивый возлюбленный, который от нее отвернулся, мама с отчимом (последний пытается изнасиловать падчерицу) и бабушка, увлеченная астрологией. То есть беды и пороки собраны в одну кучу. Но все носят назывной характер, как, впрочем, и главная, из-за которой развернулась вся драма, закончившаяся трагедией.
Не могу сказать, что стало главным аргументом для художественного руководителя театра Валерия Анисенко в его решении поставить «Белага анёла…». Один из них, который озвучил постановщик, – желание привлечь в храм Мельпомены молодежь.
– Театр должен поднимать острые вопросы, заставлять зрителей думать, – утверждает Валерий Анисенко, и с этим не поспоришь.
Режиссер пытается настроить спектакль на волну взаимопонимания со зрительным залом, говорить с молодой аудиторией на понятном ей сценическом языке. На это же нацелена и сценография художника Андрея Жигура, который поместил героев в клетку и сковал цепями. Очень стараются артисты. Для молодой актрисы Светланы Суходоловой сценический образ Нины – дебют в главной роли. Наверное, его можно назвать успешным в предлагаемых обстоятельствах. Хотя трудно убедить зрителей в трагизме ситуации, которая заставила девушку свести счеты с жизнью. Как ни странно, создается впечатление, что сама драматургия сопротивляется желанию постановочного коллектива заставить публику сопереживать.
И главное, в чем же мораль спектакля? Какой урок преподносит он молодежи, на которую и ориентирован? Постановка, на мой взгляд, не дает убедительного ответа на эти вопросы.
Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.