Витебчанка признана лучшим фотографом Европы-2020. Дарья Матросова-Еремеева стала первой из Восточной Европы и первой представительницей прекрасного пола, получившей столь высокий титул.
Работы нашей землячки украшают обложки самых престижных изданий по фотоискусству, их можно увидеть на станции метро в Барселоне, на улицах Милана. Ее произведения были представлены в Таиланде, Китае, Франции, США. В этом году в рамках «Славянского базара» Даша показала свое творчество в родном городе. Правда, не все поняли, что автор выставки Дарья Еремеева – та самая Даша Матросова, обладательница «Золотой камеры» – главного приза престижного международного конкурса.
– Я вышла замуж и поменяла фамилию. Сначала думала оставить прежнюю – Матросова – в качестве авторства своих работ. Но дипломы выписывают согласно паспортным данным – получалась неразбериха. Поэтому во всех соцсетях я теперь Еремеева – кому интересно, меня узнают. Вообще сейчас я ухожу от фамилии и запускаю творческий бренд для живописи и фотографии – DASHA ART, – пояснила Даша, с которой мы встретились в редакции «Витебских вестей».
– Насколько я знаю, «Золотая камера» не первая твоя награда?
– Первая победа была в 2015 году, получила в Москве премию MIFA. Диплом подписал ХоссейнФармани. Это очень известный человек в мире фотоискусства, основатель конкурса InternationalPhotographyAwards (IPA), который считается своеобразным Оскаром для фотографов. Было приятно, что он меня похвалил, ведь я только начинала заниматься фотографией. В прошлом году выиграла приз в Италии – красивый большой хрустальный шар с гравировкой «Креатив и натюрморт». В этой номинации я была отмечена. Ездили с мужем в Сиену получать трофей. Встретилась с фотографами, с которыми заочно была хорошо знакома по работам. Кстати, в том конкурсе принимали участие авторы из 156 стран, было прислано почти 50 тыс. снимков. Но главная победа – последняя. «Лучший фотограф Европы» – это результат деятельности за пять лет. Вся моя команда ждала этой награды. Важно, что соревнование проходило среди профессионалов. В этом году на конкурс было прислано более 2200 работ из 29 стран. Уровень высокий. Важно и то, что главный приз получила художественная фотография, а не репортажная, как чаще всего бывает. Только в этот раз в Италию не удалось поехать. Церемония награждения должна была проходить в Риме, но из-за коронавируса состоялась онлайн.
– Интересно, как родился запечатленный тобой образ, который так высоко оценило жюри?
– Представила на конкурс три работы из серии «Акценты и формы» и победила сначала в своей номинации «Иллюстрация, цифровое и изобразительное искусство», а потом и среди всех других. Я фанат графики, любила рисовать черной гелевой ручкой. Хотя эта работа цветная, но выполнена в черном и белом, не монохромная. Хотела создать образы с использованием простых форм – круг, треугольник и квадрат. Это базовые фигуры, из которых состоят сложные.
– В стиле Казимира Малевича?
– Мне нравятся его работы, люблю минимализм, обожаю геометрию, но мои фотографии нельзя к ним отнести, в них много деталей. Но смысловая аналогия просматривается. Я также делала фото в стиле Кандинского.
– У тебя же художественное образование?
– Да, я окончила худграф Витебского госуниверситета. Отец мечтал, чтобы я стала художником, с детства внушал, что я гений. Хотя никакого отношения к искусству не имел, но подталкивал меня в этом направлении. Первой же способности к рисованию заметила учительница младших классов, она и посоветовала родителям отдать меня в художественную школу.
– А когда поняла, что твое предназначение – фотография?
– Я начала снимать еще школьницей, но это было несерьезно. Потом будучи студенткой, приобрела камеру, всему училась сама, пробовала разные варианты. И однажды нашла то, что мне ближе всего – художественное фото, то есть снимок и живопись как единое целое. Мой дипломный проект – художественный календарь «Маски ХХ века», созданный на основе картин великих художников. Я по-своему раскрывала работы Мондриана, Кандинского, Пикассо, Малевича, Шагала, других гениев. Двенадцать листов – двенадцать ассоциаций. Мне было это очень интересно.
– Потом краски и кисти забросила?
– Только на какое-то время. Сейчас опять взялась за кисти и поняла, что одно другому не мешает, наоборот, дополняет. Поэтому живопись и фотография идут параллельно, а порой переплетаются. Недавно написала картину – появилась идея перенести замысел на фото. Прежде чем снимать, мы создаем картинку. Работает целая команда. Под каждую съемку подбираем модели, Юля Кутепова шьет костюмы, Оля Никитина делает прически и макияж. А моделей не всегда берем профессиональных, порой ищем в соцсетях девушек, образы которых подходят под сюжет. Для меня лицо человека – холст, на который нужно нанести краски. Я работаю в арт-фото, причем арт идет впереди. Сначала создаешь, потом фотографируешь.
– На твоих фото нет мужских лиц, почему?
– Не потому, что не хочу снимать мужские лица. Просто парни редко соглашаются быть моделями, гримироваться по несколько часов, надевать необычные костюмы.
– Среди твоих фоторабот не увидела пейзажных, репортажных снимков. Неужели природа, архитектура той же Италии тебя не впечатляют?
– Впечатляют, снимаю на телефон. Но это не мой жанр. Мне скучно просто сделать кадр, пусть и с удачного ракурса. Мне надо его создать, мысленно нарисовать образ.
– Как к тебе приходят идеи для будущих работ?
– Могу ходить по магазину и увидеть на полке дешевенькие сердечки из ткани. Сразу рождается образ с такими аксессуарами. Знакомая связала шапку в виде сердца, сшили костюм, нашли модель для воплощения замысла. Порой за границей заказываю какие-то предметы, которые представляла в своих фантазиях.
– У тебя есть кумиры в искусстве?
– Нет. Иногда листаю альбомы и какая-то работа совсем неизвестного автора завораживает. То, что раньше было уникальным, сейчас обыденное, и чем-то поразить, выделиться современному автору очень сложно. Хотя талантливых людей в наше время много.
– Последняя серия твоих фоторабот посвящена Марку Шагалу.
– Когда в этом году, в дни «Славянского базара», делала выставку в Центре современного искусства, в соседнем зале увидела стальные скульптуры по шагаловским мотивам. Загорелась идеей использовать их в фотографии. Познакомилась с автором Евгением Кутаркиным и предложила ему совместный проект. Костюмы для съемки готовила руководитель театра моды «Костюмер» Юлия Кутепова. Устроили фотосессию. Данный проект – одна из зарисовок на ЭКСПО. Национальный центр маркетинга и Министерство культуры утвердило меня представить зону искусства в павильоне Беларуси на всемирной выставке, которая должна была пройти в Дубае. К сожалению, она перенесена из-за эпидемии. Но я уже работаю над проектом. Его идея – рассказать о нашей национальной истории, культуре, традициях, о том, чем славится белорусская земля. Хочу использовать образы Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, работы Марка Шагала.
– Ты сотрудничаешь с журналами?
– Да, в том числе с самым крупным изданием Китая о фотографии – PhotoWorld. У него огромная аудитория. В прошлом году опубликовали интервью со мной и на обложку поставили мою работу из серии «Маски». Продолжаю сотрудничать с этим изданием, пишу статьи.
– Интересно, лучший фотограф Европы человек состоятельный?
– Ходили слухи, что я заплатила за победу 5 тыс. евро. Обидно и смешно. Во-первых, таких денег мало за «Золотую камеру», во-вторых, будь они у меня, распорядилась бы по-другому. Пока конкурсы не приносят доход, да я на это и не рассчитываю, главное – воплощение идеи, в которую я больше вкладываю средств.
– Как семья относится к этому?
– Во всем помогает. Муж занимается организационными вопросами, моим продвижением, рассылает письма с предложениями о сотрудничестве. В прошлом Виктор профессиональный спортсмен, чемпион Беларуси по боксу. Поэтому знает цену победы.
Р. S. В Тяньцзине, на крупнейшем фестивале дизайна в Китае lAlDesign, проходит выставка Даши Матросовой-Еремеевой под брендом DASHA ART.
Фото из открытых источников.