Подопечные Валерия Густова из Чашникского районного центра детей и молодежи вернулись с XXI областной научно-практической конференции «Квант» с дипломами I и III степени. Это не первый успех воспитанников талантливого наставника на конкурсах технического творчества, в том числе республиканского уровня, и, конечно, не последний.
Помогает дружба
Первое, с чем знакомит новичков руководитель кружка «Мастеровой», – это пила.
– Некоторые мальчишки не умеют держать ее в руках, – сетует Валерий Густов. – Приходится учить элементарному: как выпрямлять или вытаскивать неправильно забитый гвоздь, пользоваться рубанком. Рассказывать о правилах безопасности работы с инструментом и на станках, а также о трудовой дисциплине.
После освоения азов ребята постигают более сложную токарную обработку на станках. Резьба по дереву – это уже высший пилотаж для мальчишек. Хоть и отнимает много времени, требует отточенных навыков, но результат – красивые эксклюзивные изделия и довольные юные мастера – того стоит.
Во многом на успешность обучения влияют усидчивость ребят и их желание трудиться. Но и навыки самообслуживания также важны. В вопросах порядка на рабочих местах Валерий Николаевич строг и непреклонен.
– У нас закон: поработал – убери за собой. На занятиях отвлекаешься, не слушаешь учителя – будешь дежурить за всех, – рассказал о своей системе преподаватель. – Но ребята дружные, всегда стараются помочь провинившемуся.
Скалки, ложки, машинки, картины, даже целые художественные композиции из дерева учатся мастерить юные чашничане.
Кроме того, Валерий Николаевич, помня свое детство и игры с друзьями в войнушку, когда шли в атаку с самодельными деревянными пистолетами, сейчас учит воспитанников делать такие же.
В последнее время стал замечать, что в округе все мальчишки с удовольствием бегают по улицам с деревянным оружием наперевес. А однажды мама одного паренька пришла к преподавателю и попросила его смастерить для сына винтовку, чтобы тот «с китайской пластмасской» не был изгоем у сверстников.
Командная работа
Директор центра Светлана Сушкова показала работы кружковцев.
– Вот этот Буратино на велосипеде – копия, оригинал после одной из выставок технического творчества в Минске к нам так и не вернулся, видимо, кому-то очень приглянулся, – рассказала она об особенно заинтересовавшей нас работе. – Мы попросили мальчиков сделать второй экземпляр для выставки в нашем центре.
Неудивительно, подумала я, глядя на игрушку, которая, если ее подтолкнуть, сама едет, причем создается впечатление, что деревянный человечек живой и самостоятельно крутит педали трехколесного транспорта – тоже, кстати, сделанного из дерева.
Буратино – командная работа. К его созданию приложил руки один из учеников Валерия Густова – Антон Кирилов, обладатель диплома III степени в номинации «Техническое творчество» на конференции «Квант».
Парень занимается деревообработкой шесть лет и подумывает связать будущую профессию со своим увлечением: мечтает стать дизайнером мебели. Дома у него есть небольшая мастерская, где он посвящает свободное время любимому хобби: изготавливает в основном хозяйскую утварь – что мама попросит.
Еще один талантливый ученик Валерия Николаевича Максим Горбунов когда-то пришел на деревообработку вслед за другом и в отличие от приятеля остался в кружке. Здесь он уже пять лет. Максиму больше всего нравится работать в команде, при случае товарищи по увлечению помогут и подскажут, если что-то не получается.
Тяга – реактивная
Валерий Густов отметил, что тяга к техническому творчеству у чашничан есть. А потому он лично и руководство центра заинтересованы в расширении границ конкурсного движения среди всех поколений.
Наставник сам пишет сценарии, разрабатывает устав и составляет задания районных детских соревнований по судо- и автомоделированию, а также среди деревообработчиков-любителей из числа взрослых.
Например, в этом году новшеством смотра-конкурса технического творчества среди школьников было использование надувных шаров вместо резиномотора – своеобразной реактивной тяги – для автономного хода машин и кораблей. Последние спускали на воду и проверяли качество их выполнения и дальность заплыва. В качестве испытания они должны были попасть в ворота, промахнувшимся и не дошедшим до финиша – штрафные баллы.
Как рассказала Светлана Сушкова, в соревнованиях участвовали школы со всего Чашникского района. Такого веселья и азарта в центре давно не видели: ребята и педагоги рьяно болели за свои фрегаты, ведь каждому хотелось, чтобы победил его морской «подопечный».
Фото Дмитрия ОСИПОВА