Как завладеть вниманием аудитории и почему стоит изучать физиогномику, узнали участники проекта «Школа молодого лектора. Сохраняя лучшие традиции «Знания».
Каждому — свой учитель
В том, что именно молодежь способна лучше всего донести любую информацию до своих ровесников, никого убеждать не нужно. А задача старшего поколения — научить, как это правильно и эффективно делать. Именно поэтому областная организационная структура РГОО «Белорусское общество «Знание» дала старт проекту «Школа молодого лектора», по сути, создав площадку, где спикеры со стажем могут поделиться опытом с потенциальными лидерами нового поколения, таким образом внеся определенный вклад в реализацию Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы.
Как пояснила первый заместитель председателя правления областной структуры РГОО «Знание» Наталья Ткачёва, подобная форма работы не является чем-то новым, она была одним из важных направлений деятельности в советское время, и сейчас решено вернуться к тому, что когда-то показало свою эффективность.
— В Год исторической памяти представители общества «Знание» провели множество мероприятий во всех регионах области. И мы осознали, что как лекторы более успешно можем работать все-таки со взрослой аудиторией. Но при этом увидели, что есть способные ребята, которые хотят и могут выступать перед молодежью, — пояснила Наталья Ткачёва. — Они готовы донести информацию до ровесников доступным языком, в нужном формате, может быть, где-то с использованием информационных технологий. Дети во многом мобильнее нас, прогрессивнее — впрочем, так и должно быть. И меня это радует. Однако владеть живым словом — не то же самое, что подготовить и показать презентацию. Поэтому я убеждена, что общество «Знание» сегодня должно, сохраняя преемственность, готовить лекторов из числа старшеклассников и студентов, способных выйти в молодежную аудиторию.
Секреты коммуникации
Для выступления мало разбираться в теме, о которой будешь рассказывать. Необходимо также не бояться публики, уметь держаться перед ней, убедительно, грамотно говорить, правильно расставлять акценты, знать свои сильные и слабые стороны и по возможности их использовать. Всему этому и научит ребят «Школа молодого лектора».
Сначала проходили пробные, отборочные занятия. На них, с одной стороны, Наталья Ткачёва и Татьяна Сафонова (спикер-наставник областной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», старший преподаватель кафедры истории и теории права ВГУ им. П. Машерова) оценивали потенциал начинающих лекторов, а с другой — сами парни и девушки определяли, насколько им интересно развиваться в данном направлении. А недавно состоялся первый серьезный урок, который провел заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК ВГМУ, кандидат медицинских наук Александр Церковский. Он рассказывал ребятам о структуре коммуникативного пространства, когнитивных ловушках, учил, как заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание. Причем не просто демонстрировал какие-то приемы, но и объяснял механизм их действия.
— Чтобы стать отличным лектором, нужно понимать, как работает человеческий мозг, — подчеркнул Александр Церковский. — Не зная этого, коммуникативные навыки формировать гораздо сложнее, затрачивается куда больше усилий.
Он на конкретных примерах показал, как можно за пять минут стать фигурой, а не фоном, и привлечь внимание и к себе, и к выступлению. А еще посоветовал заинтересоваться физиогномикой.
— Даже если не научитесь читать лицо, у вас появится привычка смотреть на собеседника, — пояснил ребятам спикер и поделился еще некоторыми секретами, позволяющими завоевать расположение собеседника.
Следующие занятия в «Школе молодого лектора» будут посвящены изучению структуры публичного выступления, деловому этикету и деловому стилю одежды. Кроме того, запланированы уроки по сценической речи, актерскому мастерству и риторике с представителем Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа.
— Пройдет также встреча, посвященная здоровому образу жизни, профилактике зависимостей, — возможно, кто-то из наших молодых лекторов в дальнейшем выберет для себя эту тематику, — сказала Наталья Ткачёва. — А в завершение в конце мая – начале июня будет организовано показательное занятие, где мы покажем, чего достигли.
Расширяя сотрудничество
Планируется, что «Школа молодого лектора» станет взаимодействовать с проектом «Наука вне себя», который уже несколько лет реализуется в областной научно-технической библиотеке. Он позиционируется как пространство для получения знаний вне стен школ, университетов, лабораторий или офисов, предлагая пообщаться с экспертами на всевозможные интересные темы. Компетентные люди делятся со всеми желающими базовыми знаниями о своей науке, раскрывают профессиональные секреты, рассказывают о последних достижениях и открытиях. Встречи проходят по субботам и собирают немало участников. Темы затрагиваются самые разные. Последняя, например, — «Связь психики и тела», а перед ней были «Городская скульптура» и «Ура! Урология».
— Проект «Наука вне себя» — волонтерский, — заметила Ирина Фёдорова, которая руководит Витебской ОНТБ, а также является членом правления и лектором областного общества «Знание». — Мы хотим подключиться к «Школе молодого лектора», потому что у нас тоже выступают молодые люди, которые стараются заинтересовать аудиторию, пробуют свои силы. И очень здорово, что с ними будут встречаться специалисты, которые помогут совершенствоваться начинающим спикерам. Работа с молодежью важна, потому что необходимо растить исследователей, ученых — в любых отраслях, любых направлениях деятельности.
Сейчас в «Школе молодого лектора» занимаются первокурсники юридического факультета ВГУ им. П. Машерова и старшеклассники витебской гимназии № 8. Но в дальнейшем предполагается участие ребят и из других учреждений образования областного центра.
Фото Лилии ИВЧЕНКО.