Во второй половине прошлого века коллекционирование марок было одним из популярных увлечений детей, да и многих взрослых. В наши дни такое хобби выглядит анахронизмом, и его приверженцев осталось очень мало. Почему так произошло? Чем живут современные собиратели марок? Об этом рассуждает коллекционер с шестидесятилетним стажем витебчанин Вадим Кузьмин.
– С чего начиналась ваша коллекция?
– С почтовых марок, которые я отрывал с конвертов и складировал. Чуть позже, в 60-е годы прошлого века, чтобы увлечь детей чем-то интересным и уберечь от негативного влияния улицы, начали выпускать наборы для коллекционирования. В 70-80 годы пользовались популярностью тематические марки, посвященные космосу, искусству, спорту. После школы я поступил в Омское высшее командное училище. Потом служил в разных местах бывшего СССР и в Монголии. Везде покупал марки и в отпусках привозил домой. Мои бывшие однокурсники, которые служили в странах соцлагеря, передавали мне красивые зарубежные марки. Со временем встал вопрос, на какой теме остановиться, я выбрал спорт, так как родители были преподавателями физвоспитания в вузе. Но появлялись в моей коллекции и другие экземпляры.
– Чем вас привлекает коллекционирование марок?
– Каждая марка – это информационный носитель в миниатюре, что было особенно ценно в эпоху до интернета. Мы изучали по ним историю, географию, природоведение. Эти знания помогали в жизни. Например, когда шли в поход, знали, какие лекарственные растения для чего применяются, ведь их изображения уже видели на марках. Также коллекционирование приучало к порядку. Часто дети разбрасывают игрушки и вещи, а марки раскидывать нельзя, их надо аккуратно складывать в альбомы. Коллекционирование развивает память, ведь надо запоминать, в каком альбоме какая марка находится.
– Как думаете, почему в последние годы пропал интерес молодежи к филателии?
– С одной стороны, время диктует другие увлечения. С появлением интернета появились иные варианты проведения досуга и новые хобби. С другой стороны, сейчас более потребительское отношение к жизни, люди больше зациклены на материальных ценностях. Ну и дороговизна марок сказывается.
– Какова специфика коллекционирования в наши дни?
– Все можно купить, были бы деньги. На интернет-аукционах нетрудно найти почти любую марку. Сейчас даже в клубе филателистов идет денежный торг за редкие марки. А в советское время такие экземпляры приходилось выменивать, причем не только на марки, но и на зажигалки, аудиотехнику. Кроме того, даже малознакомые ходили в гости друг к другу, рассматривали коллекции. Нынче этого нет, люди бояться пускать в дом посторонних. Иначе филателисты стали обращаться с экспонатами: надевают белые перчатки, берут специальным пинцетом. Прежде такого не было. Поэтому, кстати, многие старые марки сильно потерты.
– Какие темы сейчас наиболее популярны?
– Связанные с Африкой: изображения людей и животных. В странах Черного континента часто меняются правители, каждый выпускает свои марки. Как правило, они изготавливаются в Европе на новейшем полиграфическом оборудовании, имеют хороший вид. Также очень ценятся земские марки, выпущенные во времена царской России. Как и прежде, наиболее востребованы марки, которые выпускаются ограниченными тиражами.
– Можно ли привлечь молодежь к коллекционированию марок?
– Все зависит от родителей. Они могут, например, подарить ребенку набор марок. Или сходить с ним вместе на слет коллекционеров. Надо объяснять детям, что это интересное увлечение, позволяющее расширить кругозор. Марки дают возможность оторвать детей от виртуальных игр. Кого-то такое хобби, возможно, подтолкнет к выбору будущей профессии. Например, коллекционируя марки об искусстве, ребенок может захотеть стать искусствоведом или художником. Плюс это вложение денег, ведь с каждым годом цена марок растет.
Фото автора.