Нередко в социальных сетях можно увидеть фотографии подъездов, требующих ремонта, и прочитать гневные тирады в адрес коммунальников. Люди помнят, что когда-то подобные проблемы устранялись по умолчанию, а ведь уже более семи лет это делается за счет самих граждан. Куда обращаться, если портят настроение облезлая краска и дерзкие надписи на стенах? И накладно ли облагородить место общего пользования? Подробнее об этом корреспонденту «ВВ» рассказал инженер технического надзора УКПП «Витебское городское ЖКХ» Владимир Ершов.
По словам специалиста, алгоритм действия довольно прост: жильцы составляют коллективное обращение и направляют его в органы ЖКХ, затем инженеры-технологи связываются с ними и проводят собрание. Во время беседы граждане рассказывают, каким хотят видеть обновленный подъезд. Затем специалисты проводят необходимые измерения и расчеты, на основании которых составляется смета. Они готовы подробно пояснить людям порядок, сроки проведения работ и, самое главное, назвать общую сумму, которую придется разделить на всех жильцов подъезда.
– В продолжение диалога подписывается опросный лист, в котором собственники и наниматели каждой квартиры указывают свою позицию: за или против сотрудничества, подкрепляя подписью, – говорит Владимир Ершов. – Чтобы этот документ имел силу, две трети жильцов должны выразить в нем личное мнение, и если 51 % выступает «за», то ремонту быть.
После заключения договора чаще всего приходится ждать начала ремонта. Обычно красоту в подъезде наводят именно зимой, так как в другое время подрядчики активно занимаются кровельными работами.
Но самым щепетильным моментом является оплата: какова же цена вопроса? Здесь всё логично: чем больше площадь подъезда и хуже его состояние, тем выше стоимость ремонта.
– К примеру, запланированный ремонт жильцам одного из подъездов дома 1, корпус 1, на улице Смоленской обойдется в 500 рублей с каждой квартиры. Там помещение общего пользования большое, – поясняет инженер технадзора. – В хрущевках площади меньше, поэтому и сумма будет меньше – около 300 рублей с квартиры.
Когда сумма утверждается на собрании с жильцами, инженеры составляют «процентовки», которые направляются в расчетно-кассовый центр. Чтобы было удобнее вносить оплату, инженеры технадзора просят подрядчика о рассрочке на полгода.
– Если те же 500 рублей разделить на шесть месяцев, получается не так накладно, – рассуждает Владимир Ершов. – Ход оплаты будет ежемесячно отражаться в жировке.
Перечень ремонтных работ детально обсуждается с жильцами. Алгоритм их проведения таков: повреждения устраняет виновник. К примеру, когда у кого-то из собственников протекает сантехника и от этого появляются дефекты стен, эти последствия устраняются за счет хозяев проблемной квартиры. А вот следы залития через конструкцию кровли ликвидируют на бюджетной основе сотрудники ЖРЭТа, так как это входит в обязательный текущий ремонт.
К слову, технические помещения, входные группы, крыльцо, козырек над подъездом в состав помещения общего пользования не входят, следовательно, и деньги за их ремонт не взимаются.
– Также не следует путать капитальный ремонт дома и ремонт самого подъезда, – напоминает инженер технадзора. – Во время первого производится замена износившихся инженерных сетей, обновляются фасад, кровля, балконы и входные группы здания. А во втором случае речь идет о текущем ремонте.
Опыт Владимира Ершова свидетельствует, что достигнуть взаимопонимания во время диалога с жильцами не всегда получается. Многие воспринимают в штыки тот факт, что ремонт подъездов проводится за их средства, однако с 2016 года это узаконено постановлением Министерства ЖКХ. И на сегодняшний день это данность.
В отделе обращений Витебского городского жилищно-коммунального хозяйства, а также в ЖЭУ по месту жительства можно оставить заявку на ремонт помещения общего пользования по конкретному адресу. Однако специалисты советуют подготовиться к дальнейшему сотрудничеству заранее и заручиться поддержкой большинства соседей.
– Если обращение все-таки назрело, то пусть оно будет коллективным, – рекомендует специалист. – Когда от лица жильцов обращаются лишь несколько активистов, а остальные оказываются незаинтересованными, дальнейшие процедуры попросту не имеют смысла.
А еще коммунальники напоминают, что многое зависит от культуры быта: необходимо аккуратно относиться к местам общего пользования, беречь от вандалов и быть осторожными, перемещая внутри крупные предметы, которые могут оставить на стенах и потолках сколы и царапины. Чтобы не запускать состояние подъезда, его ремонт оптимально проводить примерно раз в 8 лет, однако бережливым жильцам придется делать это намного реже.
Фото автора.