Здесь хранится как специальная, так и непрофильная литература на русском, белорусском, польском, немецком, английском и французском языках. По словам директора библиотеки Светланы Бородулькиной, фонд редкой книги постоянно пополняется, в том числе за счет даров читателей.
Самым старым изданием является «Зоохирургия, или Рукодеятельная ветеринарная наука», увидевшая свет в 1834 году в Санкт-Петербурге в типографии Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Автор своеобразного пособия В. Всеволодов собрал для практикующих ветврачей и студентов описания операций над домашними животными. Несмотря на почти 200-летний возраст, «Зоохирургия» сохранилась в достаточно хорошем состоянии.
Удивляет качеством полиграфии «Книга о лошади» графа К. Г. Врангеля 1896 года. Она была адаптирована для применения в России с немецкого издания специалистами по гиппологии под редакцией князя С. П. Урусова. «Настольная книга для каждого владельца и любителя лошади» иллюстрирована 616 рисунками и имеет 10 тематических таблиц.
В библиотеке большая коллекция периодических изданий и научных диссертаций на иностранных языках (в основном на немецком) с конца ХІХ века. Они активно использовались в учебном процессе при создании Белорусского ветеринарного института в 1924 году.
Проблема с гусями
О многом могут рассказать восемь томов «Энциклопедии русского сельского хозяйства» 1901 года, полная коллекция журнала «Общественная ветеринария» начала ХХ века и другие специализированные периодические издания.
В их числе «Ветеринарная хроника Витебской губернии». В одном из номеров анализируется ситуация на рынке сельхозпродукции с началом Первой мировой войны. В частности, отмечалось: «По обстоятельствам военного времени в сентябре были изданы обязательные постановления о воспрещении вывоза из Витебской губернии скота и мяса. Эти обязательные постановления появились в период ликвидации пастбищного содержания скота и перехода к стойловому, когда населением производится по тем или другим причинам усиленная выбраковка скота и начинается реализация продуктов свиноводства». В результате предложения сильно превышали спрос, и производители сельхозпродукции были отданы во власть местных скупщиков, которые незамедлительно воспользовались данными обстоятельствами. Цены на скот и мясо по сравнению с предыдущим годом упали в среднем на 46%. К слову, наиболее крупными центрами свиноводства тогда были Витебский, Городокский и Невельский уезды.
Губернская земская управа незамедлительно обратилась к властям об отмене постановления. Сначала был снят запрет на вывоз скота, а затем – мяса. Однако изменить ситуацию было нелегко.
С помощью ветеринарного персонала губернского земства предлагалось организовать скупку свиных туш по справедливой цене, на специальных пунктах заготовлять сало для нужд военного интендантства в Вильно, а окорока и мясо отправлять в Петроград. Там их сбыт был обеспечен благодаря личным переговорам председателя управы с директором акционерного общества холодильников, которое за небольшое вознаграждение согласилось реализовать товар по биржевой петроградской цене.
Наиболее крупными центрами свиноводства в начале ХХ века были Витебский, Городокский и Невельский уезды.
Орган самоуправления не мог остаться в стороне и от реализации гусей, «имеющих в некоторых районах губернии громадное подсобное значение в тощем бюджете крестьянина». До начала войны их экспорт осуществлялся в живом виде в Германию немецкими фирмами. С прекращением поставок цены на гусей упали более чем на 50%. Например, в Лепельском уезде десяток птиц продавался за 4 руб. 50 коп., то есть почти за стоимость пуха и перьев. В поисках новых направлений сбыта председатель управы выбыл в Петроград для переговоров с крупными оптовыми фирмами. Там выяснилось, что «наши гуси, как неоткормленные и маловесные, не соответствуют рыночным требованиям Петрограда». За них предлагали такую цену, что не было расчета доставлять их в город на Неве. Комиссионер Русской экспортной палаты Л. Пьянков предложил свои услуги для поставок витебских гусей в Данию. Но опять же, выгоды никакой. Рекомендовалось перейти к откорму гусей и их сбыту в битом виде. Таким образом цена увеличивалась на 30%.
Ректор-редактор
Дореволюционную «Ветеринарную хронику Витебской губернии» редактировал Евгений Алонов. Он родился в 1875 году в Городокском уезде, учился в Витебской духовной семинарии, профильное образование получил в Варшаве и многое сделал для развития ветеринарии как в Придвинье, так и в Беларуси.
Евгений Филиппович был первым ректором вуза и до конца жизни (умер в декабре 1929-го) являлся редактором журнала «Белорусская ветеринария». Во вступительном слове первого номера периодического издания он объяснял его важность и заключал: «Мы убеждены в том, что представители советской власти обратят должное внимание на постановку ветеринарно-лечебного дела и изыщут средства на постройку и оборудование лечебных учреждений». Острота проблемы для специалистов была очевидна. Тогда среди множества болезней, влиявших на развитие животноводства, самой опасной являлась сибирская язва.
***
В прошлом году в библиотеке создан зал редкой книги, услугами которого могут воспользоваться читатели.
Фото Сергея ЛЯШУКА.