Как получать удовольствие от работы, быть на хорошем счету и воспитать лесную династию, знает Генрих Скуба, только что вышедший на пенсию лесничий Ветринского лесничества Полоцкого лесхоза.
На следующий день после ухода на заслуженный отдых Генрих Генрихович все равно отправился в лес.
– Я не могу просто так все бросить, продолжаю вводить в курс дела нового лесничего, чтобы работа не пошла на спад. А так как являюсь еще депутатом поселкового Совета, то приходится решать вопросы, с которыми ко мне обращаются люди: кого-то нужно дровами обеспечить, кому-то помочь с техникой, – говорит Генрих Скуба.
– Почему вы решили связать свою жизнь с лесом?
– Я родом из Гродненской области, но в детстве мы с родителями переехали в самый маленький город Беларуси – Дисну. Там я рос, там зарождалась моя любовь к лесу. Во-первых, в городе красивая природа: река Дисёнка, так ее называют в народе, впадает в Западную Двину, город расположен на полуострове с окружающими его лесными массивами. А во-вторых, там находится Дисненский лесхоз, с директором которого дружили мои родители, меня уже с 6-го класса привлекали к посадке леса.
– Расскажите о вашем профессиональном пути.
– После школы поступил в Полоцкий лесной техникум на специальность «Лесное хозяйство». Потом призвали в ряды Вооруженных Сил, демобилизовавшись, окончил техникум.
В 1978 году меня направили в 3-ю Минскую лесоустроительную экспедицию, где мы занимались лесоустройством в Забайкалье и Бурятии. Проводил полгода на полевых работах, а потом приезжал и обрабатывал собранный материал. Мы составляли проекты, которыми пользовались лесохозяйства на протяжении 10 лет. Тогда еще не было таких технологий, которые есть сегодня. Сьемку местности проводили с самолета, а не из космоса, как сейчас, компьютер был только в Минске.
В 1983 году по приглашению тогдашнего директора Полоцкого лесхоза пришел работать в Ветринское лесничество, трудился на всех должностях. Работа нравилась, потому что мы выращивали будущее наших детей и государства – лес. Это то, что мне по душе, ведь посадить лес – не значит создать, нужно проводить разные виды рубок, оберегать от пожара — в общем, ухаживать как за ребенком. Всё это зачастую отнимало и личное время, поэтому, чтобы трудиться в лесном хозяйстве, нужно любить свое дело.
– Продолжают ли дети лесную династию?
– Моя жена тоже работала в лесном хозяйстве, у нее в трудовой книжке одна запись – с 1974-го и до января 2021 года трудилась мастером леса в Ветринском лесничестве. По нашим стопам пошел сын, а после и дочь окончила Брянскую государственную инженерно-технологическую академию по специальности «Лесное хозяйство», а сейчас работает преподавателем в Полоцком государственном лесном колледже. Внучка заканчивает второй курс этого же колледжа, так что у нас большая лесная династия.
– Встречали диких животных? Было страшно?
– Конечно, растительный мир не может существовать без животных. Встречал всех, кто обитает в наших лесах. Медведей, они любят возле пасеки ходить. Оленей благородных, зубров.
Многое зависит от периода, если нет охоты и зверь непуганый, то он вреда не причинит. За все время моей работы такого не происходило, чтобы я кого-то испугался.
– Какой период работы запомнился вам больше всего?
– Перестройка – самый интересный и одновременно тяжелый период. Это сегодня все механизмы налажены, а тогда мы только входили в курс дела и искали консенсусы.
Я очень благодарен государству за то, что во время перестройки лесное хозяйство сохранилось и мы не являемся частной организацией. У нас политика одна – растить лес, ведь это самое дорогое в стране, это наше будущее. Из того, что я посадил и вырастил, можно уже и баньку срубить, представляете!
– Главное, что вы поняли за время работы?
– Что не зря выбрал эту профессию, сам удовлетворен, дети удовлетворены и местные жители довольны. Ведь лесничий в сельской местности для населения – это нужный человек, который всегда может дрова привезти и огород вспахать при помощи техники. Я очень доволен тем, что связал свою жизнь с лесом.