Граждане, ведущие асоциальный образ жизни и злоупотребляющие спиртным, под особым контролем милиционеров.
Мало того, что безработные и страдающие алкогольной зависимостью лица являются обузой для родных, их жизнедеятельность негативно сказывается на состоянии общественной безопасности. В частности, в квартирах и домах, где они обитают, фиксируются многочисленные факты нарушения правопорядка и преступления. Также эти лица имеют пагубные привычки, которые могут привести к пожарам и другим чрезвычайным ситуациям.
— Так называемых притонов в области сегодня не так много, если сравнивать с началом 2000-х, а тем более с 1990-ми годами. У нас есть действенные методы, предусмотренные законом, для воздействия на владельцев жилья, в котором регулярно собираются многочисленные шумные компании, — сказал начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома полковник милиции Дмитрий Зятев. — Нас вызывают родственники и соседи, недовольные или напуганные происходящим: в ходе застолий нередко возникают ссоры и драки с криками и боем посуды. Также, протрезвев, 102 набирают сами хозяева, обнаруживая пропажу ценных вещей после ухода собутыльников или когда гости пускают в ход кулаки. В любом случае мы берем такие адреса на карандаш и ведем профилактическую работу с нарушителями порядка. Благодаря этому снижается количество убийств и тяжких телесных повреждений, совершенных на бытовой почве и в состоянии опьянения. Доказали свою эффективность и такие методы, как изоляция хронических алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории, ограничение лиц в дееспособности, вынесение защитных предписаний в отношении семейных дебоширов и выдворение их из дома, установление превентивных надзоров.
Однако даже принятие самых жестких мер не всегда помогает — некоторые жители области принципиально не хотят трудоустраиваться и бросать пить. Поэтому до сих пор остаются пользующиеся сомнительной репутацией адреса, где всегда рады тем, кто приходит с бутылкой. Их наличие — головная боль для окружающих: угроза безопасности и рассадник преступности. Чтобы минимизировать риски, притоны вынуждены регулярно контролировать милиционеры. В один из дней вместе с ними «в гости» к нерадивым домовладельцам отправился корреспондент «ВВ».
— Собственники подобной жилплощади живут за счет случайных заработков, попрошайничества. Большинство из них четко знают грань между преступлением и правонарушением и не переходят ее, чтобы не угодить за решетку. Также стараются вести себя тише, чтобы не отправиться в лечебно-трудовой профилакторий. К сожалению, их законопослушность длится до первой рюмки: выпив, они себя не контролируют, — сообщил старший участковый инспектор Октябрьского РОВД Витебска капитан милиции Максим Бабахин. — Я отвечаю за участок на окраине города, там в основном частный сектор. С одной стороны, плотность населения маленькая и притонов единицы, с другой — чтобы их контролировать, нужно преодолеть не один километр.
Нужные нам с офицером дома оказались настоящими достопримечательностями на тихих зеленых улочках: выцветшие и покосившиеся от времени хибары разительно отличались на фоне стройного ряда современных благоустроенных коттеджей. Возле этих зданий располагалась трава по пояс вместо огорода, а в качестве малых архитектурных форм во дворе красовались кучи мусора и запчастей от разных агрегатов. В помещениях царила чудовищная вонь. На полу были разбросаны старая одежда и обувь, на столах — грязная посуда, пустые бутылки и стаканы с разноцветными жидкостями. Всем хозяевам притонов милиционер еще раз напомнил, что им лучше найти работу и прекратить гулянки, чтобы не попасть в ЛТП.
— Наша главная задача — профилактика. Большинство преступлений совершают те, кто ничем не занят и пьянствует, — сообщил Максим Бабахин. — Приходится уделять этой категории граждан пристальное внимание.
Максимального эффекта от работы можно добиться, лишь регулярно заходя в такие дома и применяя как к хозяевам, так и к гостям возможные административные меры. Также мы вместе с другими заинтересованными службами, представителями власти готовы оказать им помощь в избавлении от пагубной привычки и трудоустройстве.