« — Если бы люди знали, как приятно ходить по крышам, они давно бы перестали ходить по улицам, — сказал Малыш. — Как здесь хорошо
— Да, и очень опасно, — подхватил Карлсон, — потому что легко сорваться вниз. Я тебе покажу несколько мест, где сердце прямо екает от страха.
И, правда, гулять здесь было так опасно, что дух захватывало. В одном месте между домами была широкая щель, и Малыш едва не свалился в нее.
Но в последнюю минуту, когда нога Малыша уже соскользнула с карниза, Карлсон схватил его за руку».
Это в мультике все закончилось благополучно, но в реальном мире нет человечка с пропеллером за спиной, который смог бы спасти подростка, решившего покорить высотку.
Закона, запрещающего гулять по крышам, нет. Тем не менее, как сообщили в пресс-центре УВД облисполкома, если, например, от жильцов дома поступит жалоба в милицию о том, что визитеры нарушают их спокойствие, то руферов могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство. За действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, грозит наказание в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Рейд по подъездам
Когда видишь в интернете множество видеороликов, где дети гуляют по крышам, невольно возникает вопрос: неужели так легко туда попасть? Поэтому решила выяснить, насколько доступны витебские шиферные высоты.
В первую очередь пошла искать нужный выход в десятиэтажном доме, в котором живу сама, на улице Ивановского в микрорайоне Билево-1. Поднимаюсь на последний этаж. Меня встретила запертая железная дверь с надписью «Посторонним вход воспрещен».
Отправилась в гости к двоюродной сестре, ее прописка — 18-этажная высотка на Чапаева. Вместе с ней проинспектировали выход на крышу: висит замок. В рамках эксперимента аналогичную разведку попросила провести знакомых. Ни один не сообщил, что в их доме открыт выход на крышу.
Стала искать необходимую информацию в интернете. На одной из страничек в социальных сетях сообщалось, что есть свободный доступ в одной из многоэтажек на Московском проспекте. В этом доме у меня нет знакомых, поэтому ревизию устроить сложнее. Но, подождав, пока один из жильцов открыл двери ключом, проникла внутрь. Поднялась на предпоследний этаж и затем по лестнице на еще один пролет вверх. И снова все под замком!
Мне так и не удалось найти свободный путь на крыши городских высоток. Наверное, все-таки осуществляется надлежащий контроль со стороны как жильцов, так и соответствующих служб. Но есть те, для кого все же не существует преград, и они порхают по крышам, как Карлсон из известного мультфильма.
Кто такие руферы?
Для этих ребят вопрос, куда пойти погулять, обычно даже не стоит. Они знают места, где от красоты пейзажей захватывает дух и дрожат колени. Им нипочем дождь и снег, жара и морозы. Они влюбились в высоту и называют себя руферами.
С помощью интернет-источника выяснила, что это современная городская субкультура, приверженцы которой посещают крыши различных зданий и строений, в основном чтобы сделать там фотографии. Некоторые из них в целях получения адреналина балансируют на узких балках над пропастью и выполняют различные трюки, связанные с прыжками и силовой акробатикой.
— Действительно, современных детей притягивают, как магнит, опасные игры, связанные с селфи на крышах, — отметила заведующая детско-подростковым отделением областного клинического центра психиатрии и наркологии, главный внештатный детский психиатр главного управления по здравоохранению облисполкома Елена Данилова. — С одной стороны, это естественный процесс познания мира и своих возможностей, с другой — еще и способ выделиться в своей среде, завоевать авторитет среди сверстников, которые также увлекаются руфингом. Ведь экстремальный поступок помогает привлечь внимание к своей персоне: как круто – подняться на самую высокую точку, снять это на камеру и выложить в сеть. Причем некоторые напрочь забывают об инстинкте самосохранения.
Чрезмерный родительский контроль порождает эффект противостояния, и подросток начинает заниматься экстримом наперекор
Еще одна причина, когда дети выбирают столь опасное хобби, — потребность в самостоятельности. Чрезмерный родительский контроль порождает эффект противостояния, и подросток начинает заниматься экстримом наперекор каким-либо запретам из чувства принципиальности, пытаясь отстоять свое право на свободу действий.
Иногда это происходит, наоборот, из-за отсутствия внимания со стороны взрослых. Ребенок в этом случае пытается восхитить окружающих своей ловкостью и рискованной смелостью.
В социальных сетях даже создана группа, где витебские подростки делятся фотографиями о покорении новых высот.
Информацию про доступные крыши, как правило, стараются не оглашать. Но, исходя из их переписки, в областном центре есть дома с открытым входом на шиферные высоты.
Например, в новостройках может пройти несколько месяцев с момента сдачи дома до того, как выход наверх закроют на замок. Со старыми зданиями история иная. Руферу повезет, если двери на крышу в так называемом вторичном жилом фонде забудут закрыть сотрудники ЖКХ после выполнения каких-либо работ.
Грамотная профилактика
Во всем мире для сотен тысяч подростков селфимания с высот давно стала зависимостью. Причем в момент селфи никто не оглядывается, смотрят исключительно на экран телефона, выбирая нужный ракурс. Кажется, еще шаг назад — снимок получится лучше. Но на крыше или мосту даже одно неловкое движение может оказаться роковым.
За семь лет в Витебской области от падения с высоты погибли 12 детей, за этот год уже двое
За семь лет в Витебской области от падения с высоты погибли 12 детей, за этот год уже двое, сообщили в пресс-центре УВД облисполкома. Возможно, кто-то из них тоже пытался сделать «крутой» фотоснимок. Психологи говорят, что трагичные фотосессии можно предотвратить. Предостеречь ребенка от опасных игр на крышах должны, в первую очередь, родители.
— Однако, чтобы взрослые не просто так читали нотации, а были услышаны тинейджером, очень важно накопить «кредит доверия» к тому моменту, когда начнется непростой подростковый период, — рекомендует Елена Леонидовна.
В истории взаимоотношений с ребенком должно быть много хороших общих воспоминаний и увлечений, доверительных бесед. К примеру, доброй традицией могут стать совместные чаепития. К приятным разговорам еще располагают походы в кино, театр или на экскурсию.
Общение лучше построить на словах любви, похвалы и даже прощения. Ведь зачастую подросток знает, что совершил поступок, который вызвал у его родителей неприятные чувства. Но если он чувствует, что, несмотря на это, его все-таки любят, он будет стараться исправиться и не повторять содеянного.
— Будьте открытыми и искренними со своим чадом, делитесь с ним переживаниями, — советует Елена Данилова. — Возможно, ваш ребенок просто не умеет говорить о том, что его интересует. Слушая вас, он будет этому учиться.
Также необходимо знать круг общения своих детей, мягко и ненавязчиво контролировать их досуг. Да, придется стать «продвинутыми» родителями и подписаться на все странички соцсетей, в которых они зарегистрированы, но это только на пользу.
Выход: замена увлечений
На сайте МЧС есть видеоролик, пропагандирующий безопасное селфи. Его герой — молодой человек открыто заявляет: «Когда я хочу удивить своих друзей, то не делаю глупостей, подражая экстремалам. А если меня хотят взять на «слабо», я просто включаю мозг и делаю фотомонтаж».
Этот фильм — одно из средств профилактики руфинга. Но для ребят, у которых кипит адреналин и плещут через край гормоны, такой вариант может показаться скучным. Тогда к их услугам различные скалодромы, батутные парки и пейнтбольные клубы.
Также хорошая альтернатива — ситуации так называемого безопасного риска: походы, сплавы, спелеологические путешествия — все виды туризма, связанные с преодолением трудностей и проверкой себя. При этом важно заранее с ребенком обсудить опасности неконтролируемых экспериментов со своей жизнью.
— Если же ваш ребенок все же стал увлекаться руфингом, то следует попытаться побеседовать с ним, рассказать, что вас беспокоит, — советует родителям Елена Леонидовна. — Возможно, увидев себя со стороны, он поймет тревогу взрослых. Только сделать это нужно спокойно, без надрыва и упреков. Если результата нет, можно попробовать другой вариант: сказать, что очень трудно принять его таким, какой он есть, и вам нужна помощь психолога, и попросить его пойти вместе с вами. Возможно, во время сеанса специалист сумеет найти аргументы для подростка.
За консультацией можно обращаться в областной клинический центр психиатрии и наркологии (Витебск, ул. Коммунистическая, 6). Опытные специалисты дадут психологическую консультацию по любым вопросам. Телефоны для справок: 8 (0212) 61-45-80 (регистратура), 8 (0212) 61-60-60 (круглосуточный телефон доверия).
Фото из открытых источников.