Как относиться к обещаниям о чудодейственном исцелении, которые щедро сыплются со страниц листовки «Целебникъ»? Что говорят контролирующие органы о продукции, рекламируемой этим нигде не зарегистрированным изданием практически во всех городах Беларуси? В этих и других вопросах постаралась разобраться корреспондент «ВВ».
А был ли доктор?
У витебчанки Елены появились проблемы с суставами: более чем на месяц обострение заболевания вывело ее из строя. Лечение в поликлинике на ноги не поставило – понадобилось лечь в стационар. Ей рекомендованы прием определенных препаратов, консультация реабилитолога, курс физиопроцедур и лечебно-физкультурная гимнастика под наблюдением фитнес-инструктора. Елена как человек образованный постаралась узнать о своей болезни как можно больше, ведь на себе испытала: вырваться из ее лап очень сложно. Да и не все лекарства помогают, их надо подбирать индивидуально. И тут наткнулась на рекламное объявление, размещенное в газете «Целебникъ», которую кто-то забросил в почтовый ящик. На первой странице – анонс, а на второй – статья о «чудодейственном» препарате под сенсационным заголовком «Не верьте, если вам скажут, что суставы и позвоночник не поддаются лечению: их легко восстановить с помощью эликсира «Флексимакс». Чтобы убедить читателя, авторы «взяли интервью» у врача ревматолога-остеопата, который с пеной у рта гарантирует, что «суставы, разрушенные даже многолетним артрозом, реально восстановить всего за пару месяцев». Для пущей достоверности даже фотографию этого «специалиста» разместили. И тут же предложение прийти на презентацию «чудо-препарата» и, главное, сразу на месте купить, да еще с хорошей скидкой. В довесок к статье несколько мнений пожилых людей (тоже с портретами), которые чудесным образом исцелились благодаря препарату и, по их словам, после приема эликсира «резво бегают, как девчонки и мальчишки». Елене захотелось связаться с «чудо-доктором», который, как уверяет, разработал свою методику и успешно исцеляет людей. Увы, на просторах интернета такого «целителя» не нашлось. Зато обнаружилось огромное количество отзывов возмущенных людей, которые потратили немалые деньги на покупку эликсира и обманулись в своих ожиданиях.
Попытались мы разыскать еще одного «специалиста» – 95-летнего андролога-сексолога Иоши Мацумото, который призывал на страницах «Целебника» принимать капли Katanaman, чтобы «сохранять хорошую потенцию до глубокой старости». Нашли людей с таким именем, которые гораздо моложе: один IТ-специалист, другой – профессор-химик.
Чудо не случилось
Наш читатель Николай Петрович, обратившийся на «горячий телефон» редакции, как и многие люди, также поверил в чудодейственную силу рекламируемых препаратов. Имея такой диагноз, как аденома предстательной железы, витебчанин лечился у медиков, но, получив в почтовый ящик газету «Целебникъ», приобрел несколько упаковок волшебного средства «Випростан», которое «продвигал» на страницах издания некий «известный немецкий врач-уролог» (его, заметим, тоже при поиске в сети не оказалось в списке лучших урологов Германии). Обещанного выздоровления не случилось, а вскоре позвонила обеспокоенная дочь: ей удалось выяснить, что лечебными качествами названное снадобье не обладает. На семейном совете решили, что не будут идти на поводу у сомнительных «лекарей», затягивая излечение. Николаю Петровичу сделали операцию, и теперь он, как человек совестливый, беспокоится за других пожилых соотечественников. Они ведь доверчиво годами несут и несут свои пенсии ушлым консультантам, надеясь, что, может, после очередного курса, произойдет чудо. А ведь тем временем острые заболевания могут перерасти в хронические, а то и вовсе последствия окажутся непоправимыми. И еще витебчанин задается вопросом: разве «Целебникъ» – газета? Почему тогда не указано, где и кем она печатается? И он прав! То, что это не газета, подтвердил специалист компании, которому автор этой статьи дозвонилась по телефону, размещенному в издании. Оператор-консультант на вопрос по поводу отсутствия выходных данных в газете ответила:«Поскольку это информационная листовка, нет необходимости указывать издательство, распространяется она бесплатно по почтовым ящикам представителями, которые проводят выставки-продажи».
Газетный формат, очевидно, выбран сознательно, чтобы люди, привыкшие доверять печатному слову, серьезно отнеслись к информации. Но и рекламная листовка выпущена с нарушениями законодательства о рекламе. Ведь даже в издании до 300 экземпляров, которое не требует регистрации, нужно указывать реквизиты фирмы.
Тоник – в глаза?!
Наш корреспондент, которому читатели принесли листовку «Целебникъ», отправилась на одну из презентаций, объявленных в Витебске. Кроме редакционного задания, было и еще одно: пожилая родственница, у которой развилась катаракта, поручила приобрести волшебные капли, благодаря которым согласно рекламному тексту «уходят катаракта и глаукома». Журналист в назначенный день присоединилась к группе около двух десятков человек, в основном пожилого возраста. Один из организаторов мероприятия обратился к присутствующим с пояснениями: «Данная продукция борется не с симптоматикой, а с причиной заболевания. Она в организме накапливается, поэтому, чтобы была польза и максимальный эффект от приема, принимать ее нужно не меньше месяца, а лучше – 2 – 3 (значит покупайте побольше? – Прим. авт.). На протяжении многих лет цена нашей продукции не изменялась, но в связи с последними мировыми событиями мне поступила информация, что она подорожает (понимай так, что надо брать еще больше? – Прим. авт.), насколько – пока сказать не могу».
Затем каждому страждущему настойчиво предлагали «волшебное средство», которое, по словам консультантов, надо принимать долго и упорно – тогда обязательно наступит эффект. При этом делался акцент на то, что все препараты абсолютно натуральные, без химии.
Пожилые люди доверчиво слушали консультанта, зажимая в руках немалые деньги. Затем шли приобретать рекомендованный товар. Подхожу к женщине, которая уже упаковывает в сумку капли и эликсир «Визория». Спрашиваю: помогают ли эти средства улучшить зрение? Она говорит, что да. Прошу показать упаковку капель: на ней четко обозначено, что это тоник по уходу за тканями век. Спрашиваю: неужели она тоник закапывает в глаза? Ответ утвердительный... Нет, такое я родственнице брать не буду!
У кого-то, как и у меня, возникали вопросы, сомнения, но консультанты уверенно говорили: они смогут помочь каждому, кто пришел. Женщину почтенного возраста, которая с трудом передвигается, убедили, что приобретенное средство улучшит мозговое кровообращение. Интересуюсь у нее, пробовала ли его применять раньше? Выясняется: да. Помогает? Ответ неуверенный: «Вроде да...», но на всякий случай взяла четыре упаковки.
Что показал мониторинг
А что же говорят по поводу чудодейственных средств реальные, а не вымышленные специалисты? По итогам мониторинга Витебской областной инспекции Госстандарта, который был проведен на выставке-продаже в Витебске в конце сентября, осмотренная, заметьте, парфюмерно-косметическая (ПК) продукция – тоник косметический «Экстракт Алоэ по С. Фёдорову» и тоник косметический для век «Визория» – запрещена к реализации. В ее маркировке отсутствуют сведения о способах применения, что может привести к неправильному использованию этих средств потребителем. А гель «Леникор» запрещен к реализации без наличия декларации о соответствии.
В результате выборочного осмотра, обратите внимание, пищевой продукции, к которой относятся напиток концентрированный безалкогольный на подсластителе «Эликсир «Випростан», концентрат напитка безалкогольного «Гермунал форте», концентрат напитка безалкогольного «Стокардин Форте», работниками отдела госнадзора за техническими регламентами и стандартами также вынесено предписание о запрете реализации. Вот и ответ на ваш вопрос, уважаемый Николай Петрович!
Зафиксированы также и иные нарушения технических регламентов Таможенного союза. А одно из средств было и вовсе утилизировано в ходе мониторинга, так как предлагалось к реализации с истекшим сроком годности.
Специалисты изучили и такие товары, как «Сердце Алтая Форте», «Флексимакс форте», «Цистранол», «Мозготензин Форте». Все они безалкогольные напитки, по сути продукты питания. Но согласно информации рекламной листовки «Целебникъ», первый якобы «избавляет от ишемической болезни сердца, стенокардии, кардиосклероза» и т. д., второй – «эффективен при большинстве заболеваний опорно-двигательной системы», третий – «устраняет подтекание и недержание мочи без хирургического вмешательства», четвертый – «благотворно действует на сосуды и сердце».
То есть, не позиционируя свою продукцию как лекарственные средства, тем не менее представители частного предприятия «ФитоМаксплюс» распространяют сведения на выставках-продажах о лечебных эффектах при ее применении. Не усматривается ли в этом еще одно прямое нарушение Закона Республики Беларусь «О рекламе»? А ведь за этим – здоровье граждан. И пока не появится надежный заслон на пути таких вот консультантов, некоторые из наших соотечественников так и будут лечить свои болезни по сути дела парфюмерно-косметической и пищевой продукцией, отдавая при этом (как исторический персонаж Ричард III
– полцарства за коня) полпенсии за сироп.
Как выяснилось, на протяжении уже нескольких лет предприятие «ФитоМаксТрейд», которое является поставщиком вышеназванной продукции на территорию нашей страны, получает предписания о ненадлежащей рекламе от Мингорисполкома и других органов власти в Беларуси. При этом регулярно регистрирует новые названия чудодейственных препаратов и информационных листовок. Реклама некоторых товаров признавалась ненадлежащей и запрещалась к распространению.
Фото Натальи КОНОХОВОЙ и из открытых источников.