Более 1,3 тыс. фактов употребления алкоголя несовершеннолетними зарегистрировано в Витебской области уже в нынешнем году. В подростковой среде вырисовываются тенденции, которые человека с традиционным пониманием, что такое хорошо, а что такое плохо, заставляют хвататься за голову.
О том, какое оно сегодня – подростковое пьянство, как относятся к этому родители, корреспонденту vitvesti.by рассказали специалисты, которые работают с данной проблемой.
Чем раньше, тем хуже
К подростковым наркологам дети попадают чаще всего по сигналу «скорой» (в течение суток специалисты должны связаться с родителями и вызвать на прием ребенка) или после того, как оказались в поле зрения милиции.
– Пьянство молодеет. Если раньше нашим основным контингентом были подростки 16-17 лет, а с малолетними практически не сталкивались, то сейчас, наоборот, на учете появляется все больше детей 2005-2006 годов рождения, – обозначает первую проблему заведующий подростковым наркологическим отделением областного центра психиатрии и наркологии Александр Герасимовский.
– Границы подросткового возраста постепенно смещаются. Переходный период начинается уже в 11 лет, это критическая точка, когда надо быть начеку. Дети начинают думать, что они взрослые, а родители этого не принимают. Вот и стараются подростки всячески доказывать, в том числе пробуя алкоголь, – дополняет психолог отделения Яна Богачева.
Памятный случай на практике наркологов был прошлой зимой. В одном из районов области на новогодние праздники 14-летняя девочка отпросилась у мамы погулять с подружкой. В уличной компании подростки пили пиво, потом один из ребят принес крепкий напиток. Юная особа после такого коктейля потеряла сознание, так и осталась лежать на холоде возле гаражей. Благо прохожие заметили и вызвали «скорую», которая отвезла ее в токсикологическое отделение местной больницы.
Вторая удручающая тенденция – все чаще со стаканом пива в руках попадаются девочки. Еще пару лет назад баловались спиртным преимущественно мальчишки, сейчас же юные леди могут составить им в этом конкуренцию, их доля близка к 50% от общего числа пациентов подросткового наркологического отделения.
И без того женский алкоголизм – головная боль наркологической службы, поскольку развивается в более короткие сроки, чем у мужчин, быстрее приводит к психической деградации и поражению внутренних органов, а свое пристрастие к бутылке представительницы слабого пола тщательнее скрывают и реже обращаются за помощью. А что уж говорить про подростка.
– Раз-два попробовали, понравилось, затем начинают так проводить свободное время. Родители не замечают этого, недостаточно внимания уделяют ребенку, не контролируют, доверительных разговоров не ведут или у самих проблемы со спиртным. Алкогольная зависимость у малолетнего в несколько раз быстрее развивается, чем у взрослого, – отмечают медики.
Случаи, когда юные создания допиваются до диагноза, в практике витебских наркологов единичны, тем не менее... Вот один из последних примеров. Девочка 14 лет впервые попала к наркологу после задержания милицией по факту распития пива в общественном месте. Разовый случай перерос в череду закономерных ситуаций. Юная особа прошла лечение в стационаре областного центра психиатрии и наркологии, а к своему совершеннолетию поставлена на учет взрослых наркологов с диагнозом «алкогольная зависимость». Если в 14 лет это была красивая девочка, то в 18 она выглядела, как взрослая женщина неопределенного возраста со всеми признаками пьянства налицо.
Давно уже развеян миф, будто алкоголем увлекаются только неблагополучные подростки, а дети из хороших семей прилежно сидят за учебниками. Среди посетителей наркологической службы есть и одни, и вторые, причем в равной доле.
Раздобыть алкоголь для предприимчивых юношей и девушек, как привило, сегодня не составляет труда. Хотя продавцы сейчас достаточно внимательны и настороженны, чтобы случайно не продать спиртное несовершеннолетним. Не раз замечала, как на кассах требуют паспорт у молоденьких девушек, а однажды попросили документ у моей знакомой, которой чуточку за 30, но глядя на ее моложавое лицо, сотрудник решила перестраховаться.
Однако, во-первых, некоторые школьницы выглядят, словно уже окончили вуз. Во-вторых, всегда найдутся совершеннолетние «помощники».
«Подошли к магазину, там всегда дежурит женщина (мужчина), кто за некий процент купит алкоголь», – нередко рассказывают подростки в кабинете нарколога.
Место сбора – торговый центр
Нынешняя мода среди подростков 14-17 лет – собираться в торговых центрах. Привлекает молодежь бесплатный Wi-Fi, возможность общения со сверстниками на общей территории. В компании зачастую находится совершеннолетний, который при себе имеет паспорт и при необходимости может купить алкоголь для младших товарищей. Дабы скрыться от взрослых, распивают в туалетах. Был инцидент, когда девочку без чувств нашли в «дамской» одного из крупных торговых центров Витебска, выяснилось, что перебрала спиртного.
Не остались посиделки возле торговых центров незамеченным и со стороны правоохранительных органов. Как отметил старший инспектор по особым поручениям группы организации работы инспекций по делам несовершеннолетних УВД Витебского облисполкома Владимир Волога, в связи с этой тенденцией скорректированы схема и график патрульно-постовой службы. Систематически наведывают крупные торговые объекты сотрудники ИДН в гражданской одежде, милиционеры в служебной форме, мониторят ситуацию в местах скопления подростков, чтобы предупредить правонарушения среди несовершеннолетних, в том числе связанные с употреблением алкоголя.
Организуют подростки вечеринки с градусом и на квартирах – съемных и своих, пока родители в отъезде. Народ на алкогольную вечеринку собирают посредством социальных сетей, создают тематические группы. При необходимости арендовать площадку для сбора помогают взрослые «доброжелатели». Поэтому сегодня правоохранителям приходится не только выезжать на квартиры, но и проводить работу в социальных сетях.
Как сообщил Владимир Волога, в 2019-м более 530 взрослых жителей области привлечено к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение путем приобретения или совместного потребления алкоголя. В прошлом году подобных фактов было на 200 больше.
По мнению Владимира Николаевича, данная динамика на уменьшение обусловлена тем, что люди начинают понимать ответственность перед законом за такое поведение. Если человек дважды за год попался по статье «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение», то его ставят на учет милиции, за все последующие разы – уголовная ответственность. Примеров таких не много, но они имели место.
За нынешний год более 550 подростков привлечено в Витебской области к административной ответственности за распитие спиртного или появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, из них 30% – повторно. Попадаются с выпивкой и ребята до 16 лет – возраста, с которого можно привлечь к административной ответственности.
Больше всего протоколов составлено в Витебске, Орше, Полоцке. В сельской местности в выходные отрабатываются дискотеки, в будни – остановочные пункты, площадки для отдыха в лесной полосе или возле водоемов. Кстати, места массового отдыха у воды сотрудники ИДН также держат в зоне усиленного внимания, поскольку имели место случаи, когда компании подростков распивали пиво на пляжах.
А что родители?
Мать выпивала с гостем, за столом сидела несовершеннолетняя дочь с подружкой, родительница предложила попробовать спиртное своему чаду. В итоге девочка попалась на глаза милиционерам, на мать за приобщение дочери к алкоголю составлен протокол.
Другая ситуация, не менее возмутительная: на 15-летие дочери мать заказала имениннице и ее друзьям сауну. Но невинный «юбилей» перерос в пьянку.
Историй, когда взрослые, иногда сами того не замечая, способствуют порождению пьянства среди подростков, у специалистов достаточно. В свою очередь, многие даже во время визита к наркологу по поводу своего проштрафившегося сына или дочки не хотят признавать своих упущений.
На контакт с врачами родители идут по-разному: одни действительно волнуются, проявляют участие, другие демонстрируют равнодушие или отрицание.
– Один раз пригласишь папу вместе с подростком, ему не понравится, что говоришь, в следующий раз он и в помещение не зайдет, будет ждать сына в машине, – недоумевает психолог.
Более того, некоторые нарекают на педагогов, что они недосмотрели их чадо.
– Школа должна давать знания, а воспитание – родители, – убежден Александр Герасимовский. – В большинстве случаев причины того, что ребенок начинает курить, выпивать, кроются именно в семье. Ребенок копирует поведение взрослых. Если отец или мать курит или выпивает, то рано или поздно он будет делать то же самое. За всю мою практику был только один пример, когда мать решила бросить курить вместе с сыном-подростком.
Обратиться за консультативной анонимной помощью в подростковое наркологическое отделение можно по телефону в Витебске: 8 (212) 68-94-38.
Фото из открытых источников.