Новость о том, с 1 сентября этого года интернат в деревне Большие Летцы в Витебском районе, а вместе с ним и местная школа перестанут существовать, за короткое время стала одной из самых обсуждаемых в белорусском сегменте интернета и соцсетях.
В комментариях под душещипательными репортажами о том, как дети на коленях умоляют чиновников не лишать их места, где мальчишки и девчонки снова почувствовали себя нужными и любимыми, люди рассуждают о причинах происходящего и дальнейшей судьбе воспитанников и работников детского дома, который до этого считался едва ли не образцово-показательным на Витебщине и в республике в целом.
Общественное мнение основным фактором называет финансовую составляющую. Но такое объяснение не выдерживает критики, поскольку укреплять и совершенствовать материально-техническую базу детского дома помогали многочисленные спонсоры и благотворители.
В числе самых известных и видных шефов, которые на регулярной основе поддерживают ребят, – Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота и глава холдинга «Марко» Николай Мартынов.
Так почему же все-таки Великолетчанский детский дом ликвидируют?
За комментарием мы обратились в управление образования облисполкома. Первый заместитель начальника управления Елена Богданович пояснила, что решение было принято в рамках принятой общереспубликанской стратегии сокращения количества интернатных учреждений.
– Сегодня в Витебской области их пять – Андреевский детский дом, детский дом в Витебске, Сенненская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бегомльская вспомогательная школа-интернат Докшицкого района и Великолетчанский детский дом. Последний находится на балансе Витебского райисполкома, который и принял решение о закрытии с нового учебного года.
Сейчас с каждым из 73 воспитанников детского дома работают педагоги и психологи. Специалисты управления образования и я лично беседовала с ребятами, чтобы узнать, как они чувствуют себя в этой непростой ситуации, как и где они хотели бы жить в дальнейшем. Это замечательные, умные, воспитанные дети, в судьбе которых уже произошла страшная трагедия – по разным причинам они остались без родителей. Некоторые из ребят не против переехать в Андреевский детский дом или Сенненскую школу-интернат, другие попросили найти им новую семью.
Чтобы помочь детям приспособиться к переменам, адаптироваться к новым условиям, решено при расселении учитывать не только родственные узы и не разделять кровных братьев и сестер, но и дружеские связи отношения между воспитанниками.
Все будет сделано так, чтобы мальчишки и девчонки почувствовали себя максимально комфортно в новых обстоятельствах – это главная задача взрослых, которые сегодня находятся рядом с ними, – сказала Елена Леонидовна.
Она сообщила, что для десяти воспитанников Великолетчанского детского дома готовятся документы для международного усыновления. У 11 ребят, которые временно изъяты из семей, есть шанс вернуться домой, если мамы и папы возьмут себя в руки и ради детей изменят свою жизнь.
Елена Богданович заверила, что наедине с проблемой не окажутся и взрослые.
Педагогам и техническому персоналу Великолетчанского детского дома трудоспособного возраста помогут найти новое место работы.
В отделе образования Витебского райисполкома и управления образования облисполкома уже имеется более 200 вакансий.
Что касается участи самого здания дома-интерната в Больших Летцах, начальник районного отдела образования, спорта и туризма Ольга Рязанова сообщила, что закон отводит не менее 9 месяцев на решение вопроса с имуществом ликвидируемого учреждения. Ольга Ивановна пояснила, что сейчас рассматриваются разные варианты, в том числе создание в Больших Летцах многофункционального центра, который объединит под одной крышей клуб, библиотеку, почту, социальное учреждение и т.п., или оздоровительного лагеря для детей.
– Здание пустовать не будет, мы нацелены и на создание новых рабочих мест, в которых так нуждаются жители деревни, – подытожила Ольга Рязанова.
Фото Натальи РЫЖКОВОЙ