Для оздоровления и повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Витебской области сохраняет актуальность тема интеграции предприятий, в том числе по отраслевому принципу. Это подтвердила рабочая поездка председателя Витебского облисполкома Николая Шерстнёва 18 июня на витебское ОАО «ВЗЭП», в ходе которой вопросы эффективности взаимодействия в рамках холдинговой структуры подняли представители трудового коллектива.
С 2013 года «ВЗЭП» входит в холдинг «Автокомпоненты». За этот период среди работников сложилось мнение о необдуманности принятого решения. По словам представителя профкома, из того, как складываются отношения его участников, создается впечатление, что структура использует потенциал витебского производителя в исключительно в своих целях, при этом не учитывает интересы и перспективы развития «ВЗЭПа». В связи с этим коллектив обратился к главе области за содействием в решении вопроса о передаче предприятия из республиканской в коммунальную собственность.
Общие подходы к этому вопросу Николая Шерстнёва хорошо известны: предприятия должны быть в ведении местных органов власти, которые заинтересованы в их процветании, в обеспечении занятости работающих там людей. Это подтверждает, например, инвестиционная активность промышленного комплекса Витебщины: если коммунальные организации постоянно наращивают вложения в развитие, то на республиканских отмечается обратная тенденция. С другой стороны, Николай Шерстнёв убежден, что сегодня в жесткой конкуренции шансы на выживание значительно возрастают у крупных игроков. Объединение технологически связанных производителей открывает новые возможности для кредитования, технического перевооружения, повышения качества менеджмента.
Присутствовавшие на встрече руководители Министерства промышленности и холдинга «Автокомпоненты» признали, что в интеграционной структуре собраны технологически разношерстные предприятия. По сути, их объединяет лишь общий конечный потребитель, что облегчает работу на экспорт. Обращаясь к республиканским коллегам, Николай Шерстнёв подчеркнул, что только совместными усилиями с местной властью при полном взаимопонимании и поддержке можно формировать будущее промышленной отрасли и решать текущие проблемы конкретных производителей.
— Трудовой коллектив должен понимать, что у него будет работа, заработная плата, и видеть перспективы развития, тогда и не будет возникать вопросов собственности. Поэтому надо тщательно изучить проблему и принять взвешенное решение, опять же обязательно с учетом мнения работников. Если необходимо, то я подключусь и поддержу их решение, — резюмировал председатель облисполкома.
За передачу завода в коммунальную собственность выступил и руководитель Витебского областного союза нанимателей Владимир Туравинов:
— Предприятие у нас не пропадет, тем более, что у него есть компетенции, которыми пользуются многие организации региона.
По словам директора «ВЗЭПа» Евгения Лядвина, завод работает с хорошей загрузкой (по отдельным производствам до 80%), что обеспечивает финансовую устойчивость. За 4 месяца 2021 года объем полученной чистой прибыли превысил 820 тыс. рублей. Более 70% в общем объеме производства приходится на электроизмерительные приборы для автомобильной промышленности. Среди основных потребителей — ведущие предприятия автопрома Беларуси и России, куда отгружается до 96% объема экспортной продукции.
Сегодня в производственном портфеле «ВЗЭПа» немало новинок автоэлектронной продукции. По словам Евгения Лядвина, созданные на предприятии приборные щитки для МАЗа и МТЗ выполнены на уровне мировых аналогов, в них заложены разработанные заводскими конструкторами новые схемотехнические решения. Выпуск таких новинок с более высокими качественными характеристиками стал возможным благодаря реализации инвестиционного проекта по созданию высокопроизводительного сборочного производства на базе одного из цехов. Объем инвестиций превысил 2 млн рублей, половина из которых приходится на собственные средства акционерногообщества. Это позволило улучшить условия труда специалистов, расширить технологический потенциал «ВЗЭПа». На очереди модернизация еще одного цеха, к обновлению которого планируется приступить в 2022 году.
— В нем будут организованы финальная сборка и автоматизированная проверка автоэлектронных изделий. Часть оборудования для нового сборочного производства разработано и изготовлено непосредственно на нашем предприятии, причем мы защитили его патентом на изобретение, — отметил Евгений Лядвин.
В ходе рабочей поездки Николай Шерстнёв побывал в цехах, ознакомился с новинками производства и ходом модернизации, а также провел прием по личным вопросам работников предприятия.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО