Идея пройти по берегам Двины в центральной части Витебска возникла после того, как кто-то из коллег рассказал про хобби знакомого художника. Как только пересохнет русло Двины, он выходит на каменистые берега и ищет разные старинные вещи, которые выпускает из своих объятий речная вода. В частности, стародавние бутылки и аптекарские склянки. За несколько лет подобных прогулок у него, кроме прочего, собралось более полусотни стеклянных находок.
Вот и корреспонденты «ВВ» решили прогуляться, поискать, а заодно и посмотреть, что происходит на берегах Двины в обычный день. Свой путь по левому берегу начали от Слизкого ручья (район улицы Чехова), а закончили у моста Блохина.
Царство пернатых
Над Двиной парят чайки – ловят рыбу. Или сидят на водной глади. Иногда можно увидеть ворон и галок, которые осторожно подходят к воде, чтобы утолить жажду и почистить перья. В последние годы возросло количество уток: мамаши с подросшими птенцами людей особо не боятся и смело фланируют вдоль берега.
Солнце, воздух и вода
Врачи-эпидемиологи не рекомендуют купаться в Двине в пределах города, но многие витебляне все равно выходят на берега реки насладиться солнцем. Наиболее популярный в народе пляж — на месте бывших судоремонтных мастерских за мостом Блохина. Но некоторые предпочитают проводить время в уединении, как, например, 83-летний Алексей Веренич. При хорошей погоде он каждый день выходит на излюбленное место в районе сквера Героев войны 1812 года и отдыхает с 9.00 до 13.00. По словам Алексея Ивановича, дно реки здесь более-менее нормальное (к слову, в этом месте он в свое время ловил хорошую плотву). Далеко ветеран не заплывает и утверждает, что вода ему помогла избавиться от головной боли.
Рыба есть
Говорят, что еще в 1960-е годы два раза в неделю из витебского аэропорта в Париж отправлялся самолет с двинской щукой, судаком, сомом. Вопреки устоявшемуся мнению, что рыбы в Двине маловато, десятки витебских рыбаков с ранней весны до глубокой осени удят именно в центре города. У каждого есть свои проверенные места. Любители ловли утверждают, что лещ до 1,5 кг клюет под Кировским мостом. Щуку ловят как на искусственную приманку, так и на живца. Особенно в заводи с обратным течением напротив Благовещенской церкви. Ходят слухи, что здесь попадаются экземпляры до 7 кг. Один из рыбаков похвалился, что недавно ранним утром напротив завода «Вистан» вытянул двух сомиков. А вообще в клевый день наиболее активная рыба — подлещик, плотва, красноперка и вездесущая уклейка.
«На теплоходе музыка играет…»
Судя по всему, рыба не боится работы двигателей двух прогулочных теплоходов, ежедневно курсирующих по реке от пл. Победы до парка им. Советской Армии (Мазурино) и обратно. Пассажирское судоходство на Двине возобновилось после почти 25-летнего перерыва. Напомним, в середине 1980-х прекратилось движение теплоходов на воздушной подушке «Зарница», возивших горожан в Летцы и Бешенковичи. С осени 2010 года жителей и гостей города стал катать по Двине теплоход «Витебск», а позже к нему на помощь пришел собрат «Северная столица». Кстати, недавно довелось стать свидетелем, как во время экскурсии молодой человек попросил микрофон и признался в любви своей девушке под Кировским мостом. Признание слышали по обоим берегам реки.
С судоходством на Двине связано много интересных историй. Например, такая. До революции по реке от Витебска до Велижа курсировал пароход «Двинск», которым владел житель Двинска (ныне Даугавпилс). После того, как город перешел к Латвии, судно осталось в Витебске и было названо в честь своего старого капитана — «Иосиф Барановский». Позже, когда капитана арестовали за невыполнение плана по перевозке пассажиров, пароход стал называться «Стеклов», по фамилии революционера. Когда Стеклова репрессировали, судно получило имя Ежова, так как нарком НКВД в качестве солдата местного гарнизона был причастен к революционным событиям в Витебске. После расстрела Николая Ежова пароход назвали более обобщенно — «Большевик». И ходил он под этим названием до 1950-х.
Старый мост
До возведения мощных мостов из железобетона витебляне пользовались временными переправами. Под Кировским мостом пересохшая Двина обнажает старые сваи (подобные были и в устье Витьбы, но в 2010 году в связи с углублением дна реки их удалили). Это основа деревянных мостов, которые до середины ХІХ в. строились ежегодно, так как ледоход и паводок каждую весну сносил их в Балтику. Вот как в книге Николая Никифоровского «Странички из недавней старины города Витебска» описано строительство: «На воде вырастал плавучий на якоре копер-стойка на плавучем плоту с двумя чугунными «бабами», поднимаемыми на блоке канатами при помощи «лебедок» (колес), внутри которых, словно белки в колесе, двигалось по 5-6 рабочих. Достигнув высшей точки, «бабы» обыкновенно срывались с клещей «навоя» и вколачивали в двинское дно заостренное одним концом бревно… Тем временем другая партия рабочих стесывала сваи, нагоняла на них поперечные балки, на которые в свою очередь накладывала продольные. После сего оставалась последняя работа — настилка досок, установка барьеров и немногих (до десятка) фонарей — и между городскими сторонами готово правильное безостановочное сообщение… Помимо случайных причин в виде внезапного подъема воды, недостатка иногда рабочих и материала постройка моста часто затягивалась от медлительности рабочих и нередко их загула».
Всего полно
А теперь непосредственно к главной цели похода — поискам старинных вещей. Тяга к собирательству увеличивалась с каждым шагом. Уже на подходе к устью Витьбы полиэтиленовый пакет был полностью забит. В нем оказались кованные гвозди, фрагменты фасадной лепнины, десяток кусочков глиняных горшков, старинных печных изразцов, тарелок. На одном из кусочков была надпись «завод М. С. Кузнецова». Российский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов продолжил традиции своего рода и к концу ХІХ века создал крупнейший в Европе холдинг по производству фарфоровой и фаянсовой посуды. Один из заводов находился в Риге, возможно, именно оттуда и попала в Витебсктарелка, фрагмент которой мы нашли. Кроме того, чашки (на донышке одной красовалась эмблема производителя в форме стилизованной латинской буквы «Z»), часть самоката, которому минимум 40 лет. Самой ценной находкой оказалась бусинка, вероятно, от четок, лежавшая среди камней напротив Свято-Успенского собора. На участке обмелевшего дна под Кировским мостом валялась 5-рублевая монета 1998 года выпуска. Наверно, российский гость «Славянского базара» бросил ее на удачу.
Разговорчивый рыбак, которого встретили на пути, рассказал, что его знакомый собирает на левом берегу дореволюционные печати, в частности, таможенные. В этой коллекции уже несколько печатей с двуглавыми орлами, а на одной из них — на изображение орла наложен оттиск звезды.
К сожалению, кроме старинных вещей, на берегах Двины и в самой реке много предметов современности: стеклянных и пластиковых бутылок, различных упаковок и этикеток. Так что нашим потомкам «антиквариата» хватит.