Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

Часовщик из старого Витебска: необычный взгляд на картину Юрия Пэна

Мы продолжаем рассказывать о шедеврах русской и белорусской живописи из залов Художественного музея Витебска. На этот раз совместно с сотрудниками учреждения культуры заглянем на экспозицию работ Юрия (Юделя) Пэна (1854 — 1937), который был мастером психологического портрета.

Здесь представлены в основном портреты горожан – женщин, старцев, раввинов, сапожников, портных, швей и других ремесленников, показаны их ежедневный труд и житейская мудрость. Примечательно, что все герои – реальные люди. В портретах, дополненных интерьерными композициями, символичны детали, к которым Пэн как выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, искусно владеющий реалистическим методом, очень внимателен. Один из ярких примеров портрета в интерьере – работа «Часовщик», датированная 1929 годом.

– В центре мы видим образ старого часовщика в черной бархатной ермолке в окружении атрибутов своего ремесла – часов, – помогает раскрыть замысел автора экскурсовод, автор проекта «Шедевры Художественного музея онлайн» Анастасия Папроцкая. – Они висят на стене, разложены на столе перед мастером, часовой механизм у него в руках. Перед нами  будильник, карманные, наручные часы с решеткой, настенные с маятником, их дизайн, форма передают дух эпохи. Все детали тщательно выписаны художником: формы предметов активно взаимодействуют фактурой и цветом. Здесь важен не столько образ часовщика, сколько его предметный мир. Вещи становятся не просто обозначением профессии, а центральным событием, смыслом всего произведения. Мир часовых механизмов фиксирует события жизни отдельного человека, его семьи, рода. Поэтому Юрий Пэн здесь прибегает к такой достоверности изображаемых часов, выписывает мельчайший перелив цвета металла, его блеск, каждую потертость и царапину. Взгляд часовщика опущен, но по его загадочному прищуру, морщинкам у глаз чувствуется, что это умный, добрый и отзывчивый человек, для которого важен порядок. Создается впечатление, что он держит в руках не просто часы, а время, цену которому хорошо знает. Автор словно задает нам загадку – какое время в картине настоящее, то есть соответствует текущему моменту? Наблюдательный зритель поймет: на тех часах, где маятник отклонен, а значит, часы идут. Часы в отображении художника – символ вечности, независимой от бренности бытия. Живописец воплотил в этом произведении философию времени.

«Вся жизнь моя – в моих картинах», – говорил Юрий Пэн, приехавший в 1890-х годах из Латвии в Витебск, с которым оказался связан самый плодотворный период его творчества. Квартира художника в центре города, по воспоминаниям современников, от пола до потолка была увешана картинами и постепенно превратилась в публичную художественную галерею. Там же мастер открыл частную школу, первую в Беларуси. Многие из его учеников заняли выдающееся место в мировом искусстве – Марк Шагал, Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий, Леон Гаспар, Лев Зевин, Соломон Юдовин, Ефим Минин, Лев Лейтман, Давид Якерсон.

Сотрудники Художественного музея пытались воссоздать в экспозиционном зале атмосферу мастерской Юрия Пэна. Здесь можно увидеть также автопортреты художника, пейзажи, портреты в интерьере.

Всего в коллекции областного краеведческого музея, филиалом которого является Художественный музей, насчитывается 183 работы Юрия Пэна – 17 графических и 166 живописных. Реставрировал произведения мастера витебский художник-реставратор станковой масляной живописи Юрий Кегелев.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ