В агрогородке Никитиха Шумилинского района участники клуба «Ветеран» восстановили «Ловжанскую кадриль», которую в перспективе хотят представить на получение статуса нематериальной историко-культурной ценности.
Началось все в 2008 году, когда в Никитихе взялись за строительство здания для учреждения культуры модельного типа: Ловжанского сельского Центра культуры и досуга. В 2009-м, после его открытия, стали создавать коллективы, среди которых был и клуб «Ветеран». А поскольку сельский центр культуры приступил к реализации проекта «Никитихинская глубинка», то как раз на пенсионеров было возложено выполнение одного из пунктов — возрождение «Ловжанской кадрили».
Стали искать людей, которые могли ее помнить. И такие нашлись: Тамара Кузьмина, Александр Григорьев, Антонина Яцук. В детстве они видели, как танцуют родители, да и сами старались повторять движения. Оказалось, это не изгладилось из памяти.
— Мы обсуждали детали, спорили, пока не приходили к единому мнению. Затем стали учить других. Показывали движения, рисовали на сцене мелом метки, где становиться, куда кто должен пойти, — вспоминает Тамара Александровна.
В итоге хореографию удалось повторить, правда, небольшие изменения в нее внесли. Например, пары сейчас созданы постоянные.
— А раньше у каждого мужчины были две партнерши, — рассказывает Александр Григорьев. — Первое колено он с одной танцевал, потом приглашал следующую, а на третье колено возвращался к предыдущей. Это правило было обусловлено тем, что после войны мужчин осталось мало, а всем женщинам хотелось танцевать.
Еще одно изменение коснулось количества колен в «Ловжанской кадрили»: их сократили с возможных девяти до семи.
— Иначе получается слишком длинный танец, зрители устают, — поясняют участники клуба «Ветеран».
Даже теперь его продолжительность порядка десяти минут. А вообще она зависит от количества пар. В клубе их шесть. На сельских же вечерках в прежние времена бывало значительно больше, отмечает Александр Викторович:
— Когда людей приходило много, могли станцевать каждое колено «Ловжанской кадрили» по разу — и танцы заканчивались, пора было расходиться по домам.
Может, у нынешних значительно повзрослевших исполнителей уходит на кадриль и меньше времени, но запал остался все тот же. Эти современные пенсионеры — по духу и образу жизни совсем не старики. Более того, даже пожилыми людьми их назвать язык не поворачивается. Ведь возрасту просто не угнаться за теми, кто не сидит на месте и, невзирая на годы, активно осваивает что-то новое.
Нужно сказать, что хотя возрождением фольклорного наследия занимается клуб «Ветеран», в числе тех, кто выходит на сцену, есть не только пенсионеры. Никитихинские старожилы стараются привлекать также земляков помоложе, чтобы из поколения в поколение передавалось то, что удалось сохранить. Поэтому половина танцоров — люди в возрасте от 30 до 50 лет.
И разучивают они не только «Ловжанскую кадриль», но и остальные народные танцы, которые были характерны для Шумилинщины. Их в репертуаре уже более десяти: падеспань, краковяк, «Коробейники», «Месяц», «Базар», «Семеновна», «Карапет» и другие. Но ветераны не собираются на этом останавливаться, объясняя, что в регионе еще хватает того, что нужно сберечь для потомков.
КСТАТИ: Кадриль — это парный танец, являвшийся сначала салонным, но очень быстро распространившийся в народе. Со временем он претерпел некоторые изменения в манере и движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Танцевальные фразы поочередно исполняются разными парами. Заканчивается кадриль общими движениями и рисунком, связывающим всех участников.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.