Закрытие XXXIV Международного фестиваля современной хореографии началось с церемонии награждения победителей национального конкурса. В финал вышли 14 работ коллективов из Минска, Витебска, Гомеля и Могилева. Причем, шесть из них представляли Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Как отметил председатель жюри, балетмейстер-репетитор по балету Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Константин Кузнецов, который не первый раз оценивает работы белорусских хореографов и танцоров, уровень конкурсантов растет, прослеживается тенденция к усложнению хореографии.
– По сравнению с предыдущими годами вырос как исполнительский, так и уровень танцовщиков. Видно, что идет плановая работа, закладывается база в подготовку танцовщиков. Прежняя рефлексия, когда на сцене все медленно, печально, задумчиво, на мой взгляд, потихоньку сходит на нет. Это понятно – время ускоряется.
Зритель устает смотреть долгие работы, которые длятся бесконечно и без всплесков. Век мобильных телефонов, скоростного интернета диктует свои правила, тенденция идет на ускорение. Мы наблюдали более жесткие ритмы, зачастую экстремальную технику, хотя она не самоцель, а инструмент. И это замечательно! – подчеркнул Константин Кузнецов, который вручил первую премию Центру современной хореографии Надежды Кашкан из Минска.
Надежда семь лет занимается танцем модерн, пять лет назад создала свой коллектив, который получал высшие награды мировых и европейских танцевальных чемпионатов.
– Но это были малые формы, за большую взялась впервые. Постановка «Локсар» – история девушки с диссоциативным расстройством. К сожалению, общество больше внимание обращает на физические недуги, а не душевные. Мы хотели акцентировать на это внимание, передать сложный внутренний мир девушки по имени Локсар. Для меня это дебют на IFMC. Счастлива, что он так высоко оценен, – поделилась Надежда.
Второе место присуждено совместному проекту Юлии Касабуцкой и Марии Измер из Минска за композицию «После» (хореограф Ольга Лабовкина). Третье – проекту также минчанина Павла Лунцевича за постановку «Вояджер-1».
Обладателем премии имени Евгения Панфилова стал Дмитрий Беззубенко. Жюри высоко оценило его работу «Сопряжение» в исполнении танцоров мастерской современного танца кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Спецпремии вручены проектам Марии Исаковой Hands из Гомеля за постановку «Нагори» и Юлии Суляк (Минский государственный колледж искусств) за композицию «Переосмысление».
Свои призы вручили генеральный спонсор фестиваля – компания «Белвест» и дирекция IFMC. Их обладателями стали минские танцевальная компания «Около 30-ти» и проект Сабины Мозговой.
Зрители смогли увидеть номера победителей и призеров на гала-концерте закрытия форума.
Зрелищным финальным аккордом IFMC-23 стало выступление любимца витебской публики – Пермского театра «Балет Евгения Панфилова». Труппа привезла спектакль из своего золотого фонда – «Ромео и Джульетта» по одноименному произведению Шекспира. Его премьера состоялась в ноябре 1996 года. Идея, хореография, постановка, сценография, костюмы создал Евгений Панфилов.
Балет более двадцати лет назад был показан на витебской сцене, и сам хореограф танцевал в нем Няню. Нынешняя постановка, воссозданная труппой, стала знаком памяти талантливому хореографу и подарком фестивалю.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО