Сколько раз уже обсуждался в Витебске вопрос об увековечении памяти князя Ольгерда, но обязательно находятся люди, которые считают, что данная личность недостойна благодарности потомков. Эта тема стала вновь муссироваться накануне открытия памятника государственному деятелю Великого княжества Литовского, реформатору, талантливому полководцу, с именем которого связывают расцвет средневекового города на Двине.
Чтобы поставить точки над «I», мы обратились к достоверным фактам, которые изложил заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П. Машерова, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Дулов.
Ольгерд, который княжил в Витебске с 1320 по 1345 годы, как утверждает ученый, сыграл судьбоносную роль в истории города на Двине. Его отцом был великий князь литовский Гедимин, при котором Вильно стало центром собирания земель былой Киевской Руси. Вполне вероятно, что в жилах Ольгерда текла и славянская кровь, по мнению некоторых историков, мать его была полоцкой княжной. В таком случае с детства личность князя формировалась под воздействием культурных и религиозных традиций Руси.
В 1318 году он женился на дочери витебского князя Ярослава Владимировича Марии. В поздних летописных источниках («Хронике Быховца» и «Густынской летописи») сказано, что Ольгерд окрестился накануне венчания. Первое время молодые жили в Усвятах, а через два года в 1320-м князь Ярослав умер, не оставив сыновей. Витебское княжество отошло по наследству его зятю. Это подтверждает, что Ольгерд уже был крещен по восточному обряду, в противном случае его бы не приняли местные жители. Есть и непосредственные свидетельства документальных источников о православном вероисповедании Ольгерда. Так, договор Великого княжества Литовского с Ливонским орденом 1338 года закреплялся клятвой литовцев-язычников на своих святынях и крестоцелованием православных князей, среди которых назван и князь витебский.
К сожалению, источники сохранили мало сведений о витебском княжении Ольгерда. Вероятно, при вступлении на княжеский стол он заключил с витеблянами договор по принципу «не рухати старины», что предусматривало широкую автономию Витебской земли в составе Великого княжества Литовского, сохранявшуюся в последующие столетия.
Князь Ольгерд в первую очередь стал проводить политику, направленную на укрепление и развитие города. Начато возведение каменных фортификационных сооружений вокруг Витебска в соответствии с новейшими европейскими достижениями. Строительство проходило в период с 1330-го по 1351 год (наиболее вероятной датой начала возведения можно считать 1335 год, когда город значительно пострадал от пожара). В течение 20 лет каменными стенами, протяженность которых составляла около 2 км, с оборонительными башнями укреплены Нижний и Верхний замки. Городское строительство завершено второй супругой Ольгерда тверской княжной Ульяной, на которой он женился в 1347-м (по другим сведениям в 1332 году) после смерти Марии. Витебский замок стал одним из мощнейших на территории Восточной Европы.
Каменное строительство не ограничивалось возведением оборонительных укреплений. В Верхнем замке Ольгердом построены княжеские палаты, в Заручавье – Свято-Духовская церковь, в Нижнем замке перестроена Благовещенская. Церковь Сошествия Святого Духа «в поле за ручьем» (сейчас на этом месте корпус облисполкома), вскоре стала одной из главных городских святынь.
В 1341 году Ольгерд впервые выступает как самостоятельный политик. Войска под его руководством оказали помощь Пскову в борьбе с крестоносцами.
За 25-летний период жизни Ольгерда в Витебске город превращается в неприступный замок, важный форпост Великого княжества Литовского на восточных рубежах.
Став великим князем ВКЛ (1345 – 1377 гг.), некоторое время Ольгерд сам управлял Витебском, а затем передал его князю Андрею (сыну от первого брака с Марией). Позже город получила в пожизненное владение жена Ольгерда Ульяна. По ее приказу на Узгорье построена церковь Иоанна Богослова, при Свято-Духовском храме основан женский монастырь, где она приняла монашество и жила до своей смерти (около 1393 года).
Ольгерд проявил себя как талантливый политик, военачальник и реформатор. Он вел активную борьбу против Тевтонского ордена. За период с 1345-го по 1382 год белорусско-литовские войска совершили 30 походов на территорию ордена и 10 походов в Ливонию. В 1348 г. произошла неудачная битва с крестоносцами на реке Страва. Однако после нее орден отказывается от крупных походов и переходит к тактике мелких набегов. Это позволило Ольгерду заняться политикой на востоке. В 1358 году к Великому княжеству Литовскому он присоединил Мстиславль, а в 1359-м Брянское княжество. Смоленский князь Святослав Иванович признал власть Ольгерда.
Наибольшего успеха Ольгерд добился в 1362 (1363) году, после похода в «поля Дикие». На реке Синяя Вода войско Крымской, Перекопской, Ямболукской орд потерпели сокрушительное поражение. Благодаря этому украинские земли со столицей Древнерусского государства Киевом (Киевское, Черниговское, Новгород-Северское княжества, Подолия) оказались в составе Великого княжества Литовского. Было положено начало освобождению восточнославянских земель от ордынского ига.
Ольгерд принимает новый титул «Великий князь Литовский, Русский, дедич Кревский, Витебский, Полоцкий и иных». Первые годы своего правления ему доводилось лавировать между разными группами бояр, язычниками и христианами, между интересами братьев. И если вначале под давлением языческих жрецов Ольгерд покарал троих своих вельмож Кумца, Нежилу и Круглеца, принявших христианство, то укрепившись на великокняжеском посаде, он проводит христианизацию Вильно. На месте, где казнили христиан, он возвел Троицкую церковь. В 1365 г. расправился с восстанием язычников, как писали летописи, «с тем, чтобы, имея такой пример, никто христианам никакого вреда не делал». Ольгерд решительно ломал старый уклад жизни своих подданных. Сила жреческой касты была сломлена.
Ольгерд успешно проводил политику, направленную на политическое и культурно-этническое объединение белорусских и восточнославянских земель в составе Великого княжества Литовского. Он поддерживает своих союзников, тверских князей. Трижды, в 1368, 1370 и 1372 годах Ольгерд ходил на Москву, но город не захватывал. По-прежнему главным врагом Великого княжества Литовского был орден. Крупная битва с крестоносцами произошла 18 февраля 1370 года возле замка Рудау в Пруссии. Однако войска Ольгерда потерпели поражение.
За период правления Ольгерда Великое княжество Литовское укрепило государственность, расширило свои границы в два раза и стало активным игроком в европейской политике. Белорусские земли заняли центральное место в государстве. Активно стало расширяться православие.
Летописец так написал о жизни и деятельности князя: ”Сей Ольгерд очень умным был и многими языками говорил, и превзыде саном и властею всех; и воздерживание имел великое, от всякой суеты отворачивался, на потехи, на игры и подобное не обращал, но заботился день и ночь о державе своей; и от пьянства отворачивался: вина и пива, и меда, и всякого напитку хмельного не пил, ибо ненавидел пьянство и очень воздерживанным был во всем: от этого великоумства крепку душу приобрел и этим многие земли и страны повоева, и грады, и княжества взял за сябе, и удержа себе власть велику, и примножалось княжество его больш за всех, чем за отца, чем за деда, таким был. Ибо обычай Ольгерда такой, никто не знал его, куда думал ратью выступить, или собирает много воинства, как и сами те военные чины и рать вся не знали куда идут: ни свои, ни чужие, ни гости пришельцы: в тайне все делал умно, чтобы не дошло известия в землю, на которую хотел идти ратью; и такой хитростью забрал многие земли, взял многие города и страны поневолил; не столько силою, елико мудростью воеваше. И был от него страх на всех, и превзыде княжением и богатством“.
В старости Ольгерд отошел от активной политики. И только в 1376 году он лично возглавил поход на Пруссию. Были захвачены замки Инстербург, Томпава, Норнитен и Тапиов.
Ольгерд крещен в православную веру как Андрей. В конце жизни принял схиму под именем Алексий. Умер Ольгерд в 1377 году. Легко объяснимо и сообщение тевтонского хрониста Германа Вартберга, что погребение Ольгерда сопровождалось языческими обрядами: «При его похоронах, сообразно литовскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней». Дело в том, что в последний путь князя провожали и балтские аристократы-язычники. К тому же, крестоносцы были заинтересованы представить Великое княжество Литовское оплотом язычества.
Князь Ольгерд оставил многочисленное потомство: 12 сыновей и 9 дочерей. Сыновья Ольгерда были православными (только после Кревской унии с Польшей 1385 года некоторые из них перешли в католичество). Ольгердовичи играли значительную роль в политической жизни Великого княжества Литовского и соседних земель. Например, Андрей (старший сын) и Дмитрий Ольгердовичи внесли весомый вклад в победу московского князя Дмитрия Ивановича над ордынцами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. А старший сын от Ульяны Тверской Ягайло (в православии Яков) стал королем польским Владиславом ІІ, основателем династии Ягеллонов, представители которой занимали троны Польши, Венгрии и Чехии.
Конечно, князь не был ангелом во плоти, как и любой другой средневековый правитель. Но в истории белорусских земель, впрочем, как и восточнославянских в целом, он, несомненно, оставил яркий след, о чем свидетельствует установленный в 1862 году в Новгороде памятник «Тысячелетие России». На нем в самых главных событиях и лицах представлена многовековая история государства Российского.
На монументе изображено 129 человеческих фигур, размещенных на разных уровнях. На третьем – расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Они воплощают идею опоры самодержавной власти на общество в лице его лучших представителей. Ольгерд находится в разделе «Государственные люди» (26 фигур), на восточной стороне памятника рядом с Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Петром Первым, Екатериной Второй и другими. Он изображен в княжеском одеянии, правая его рука на щите с Погоней, рядом – Витовт (в шлеме с перьями и державой). В разделе «Военные люди и герои» рядом с Невским, Суворовым, Кутузовым, Багратионом и другими находится брат Ольгерда Кейстут. Он изображен по левую сторону Дмитрия Донского. Это признание заслуг литовских князей в становлении государства Российского.
Подготовила Татьяна Пастернак.