Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Культура

Премьера спектакля «Вытанчаны падман» по пьесе Николая Гоголя «Игроки» состоялась в НАДТ им. Якуба Коласа

В Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа прошла премьера спектакля «Вытанчаны падман» по пьесе Николая Гоголя «Игроки».

Приятно, когда в зрительном зале аншлаг. И не во время выступления популярного заезжего артиста, а на спектакле родного Коласовского театра. Это свидетельство того, что Витебск – не только столица «Славянского базара», но и театральный город и жаждет встреч с высоким искусством.

А что может быть выше классики, Гоголя и его бессмертных пьес, которые со временем, как выдержанный коньяк, набирают градус эстетического вкуса и актуальности. Коласовцы отважились сыграть «Игроков» и, судя по реакции зрителей на премьерных показах, не проиграли.

Эта комедия считается незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены. Но нет, как в других произведениях автора, списка действующих лиц, их положения, занятия, статуса. Не определил Николай Гоголь и жанр своего произведения, снабдив его эпиграфом – «Дела давно минувших дней». Все это дает возможность постановщикам пьесы пофантазировать на эти темы.

За «Игроков» брались многие театры. Первыми комедию Гоголя сыграли в 1843 году в Малом театре, где главные роли исполняли знаменитые Михаил Щепкин и Пров Садовский. Шостаковича сюжет вдохновил на создание оперы. В разные годы пьесу ставили и экранизировали такие выдающиеся мастера, как Сергей Юрский, Павел Чухрай, Олег Меньшиков, Роман Виктюк. Во Франции был снят фильм, в котором играл Луи де Фюнес.

А вот на витебской сцене за 96 лет существования театра «Игроки» появились впервые. Поставил сатирическую историю по пьесе Гоголя (так обозначен жанр коласовского спектакля) режиссер Андрей Жигур, больше известный любителям театра по своим работам на малой, экспериментальной сцене.

Если в двух словах пересказать сюжет спектакля, то можно сказать, что его коллизия нанизывается на мошенничество и блеф. Главный герой Ихарев считает себя шулером высшего разряда, его музой стала колода крапленых карт, которой он дал имя – Аделаида Ивановна. В одном заштатном трактире он встречается с такими же нечистыми на руку игроками – Утешительным, Кругелем и  Швохневым. Они, замыслив утонченный обман (коласовский спектакль так и называется «Вытанчаны падман»), сначала играют в поддавки, а потом разыгрывают надувательскую комбинацию и обводят Ихарева вокруг пальца. Когда тот осознает, что его переиграли, выманив все деньги, добытые шулерством, произносит: «Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует!». И немая сцена под занавес.

Режиссер создал стильный спектакль, в котором соединились дела минувших и нынешних дней. Несмотря на исторический антураж декораций и костюмов (их автор также Андрей Жигур), постановка смотрится современно. В сценическое повествование гармонично вплетается язык хореографии (постановщик Сергей Толкач). Игральные карты предстают в образах соблазнительных женщин, которые разыгрывают свой пластический спектакль, где козырная роль отведена Аделаиде Ивановне (ее мастерски представила актриса Анжелика Барковская).

Блестяще справилось со своей задачей шулерское трио в исполнении Евгения Береснева, Максима Ратомского и заслуженного артиста Беларуси Георгия Лойко. Каждый из актеров нашел свои краски для создания ярких запоминающихся образов. Разные сценические типажи хорошо спелись, и мизансцены с их участием доставляют удовольствие зрителям. На грани гротеска, не заступая за черту стилистики спектакля, работает ведущий мастер сцены Юрий Цвирко в роли подставного чиновника из приказа Псоя Стахича Замухрышкина.

Постановщик умело разложил колоду исполнителей, в которой соседствуют опытные артисты и начинающие, в том числе учащиеся Витебского колледжа культуры и искусств.

В спектакле «Вытанчаны падман» играет два состава исполнителей. Несмотря на общий рисунок, у каждой постановки свои нюансы, сильные и слабые стороны. Больше убеждает та, где заняты названные выше артисты. Она показалась ярче, динамичнее, но это не умаляет достоинства другого состава, который в чем-то переиграл предыдущий. Разночтения вызывает образ – Ихарева в исполнении Тимура Жусупова и Дмитрия Коваленко. Такое ощущение, что их центральный герой ушел далеко на задний план. У него нет своей интересной сценической истории, он блекнет перед другими действующими лицами. Поэтому и пропадает его заключительный смыслово значимый для гоголевской пьесы монолог. Возможно, это режиссерский ход, который в финале сделал акцент не на словах, а на немой сцене. Именно она ставит эффектную точку.

Алчность разоряет душу и лишает разума – такой вывод напрашивается после просмотра спектакля, который собрал полный зал. Зрители проголосовали за него ногами, придя в театр, и руками, устроив бурные овации. И это главная оценка  работы постановочной группы и артистов. Их выигрыш без блефа.

Фото предоставлено театром имени Якуба Коласа.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ